СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

Изобразительное искусство незрячих

СКУЛЬПТУРА СЛЕПЫХ

Доклад Юрия Нашивочникова

Всего в мире 10 миллионов слепых. По данным статистики, лица, имеющие потерю зрения от 96 до 99,9%, считаются имеющими остаточное зрение, а слабо видящими. считаются лица, имеющие потерю зрения от 80 до 95%. , Исследования показали, что состав людей, лишенных зрения, неоднороден. Среди них есть такие, которые родились незрячими, поэтому у них отсутствуют зрительные впечатления от окружающего нас мира. Эта категория слепых для нас представляет особый интерес, с точки зрения более полного понимания особенностей творческого процесса слепого скульптора. Среди слепых имеются и такие, которые родились зрячими, но затем полностью или частично утратили зрение. У данной категории людей уже имеются, в той или иной мере, в памяти впечатления о формах окружающей нас жизни и в том числе о скульптуре.

Исследования известных ученых Ю. А. Кулагина, В. С. Сверлова, Н. С. Костючек и других показывают, что взаимодействие, анализаторов при восприятии человеком окружающих его предметов обусловливает слепому возможность воспринимать целый ряд признаков окружающего нас мира (форму, вес, плотность, фактуру, контур, пропорции, единство общего и частного, характерное и нехарактерное в предмете, пропорциональные соотношения и др.). Все это свидетельствует о том, что слепой человек может воспринимать скульптурную форму, а также отражать окружающий мир средствами скульптуры.

В частности, доктором педагогических наук, психологом В. С. Сверловым установлено, что слепые проявляют живой интерес к искусству скульптуры и способны вступать с нею в контакт, обнаруживая в вызываемых ею ассоциациях как характерные, так и второстепенные признаки изображаемого объекта, а также могут испытывать ярко выраженные эмоции во время этого контакта, - то, что присуще художнику. Они хорошо воспринимают пластическую форму не только единичного объекта, но даже сложную композицию с позами и движением и способны устанавливать портретное сходство и мимику, по которой правильно и без особых затруднений определяют психологическое состояние человека.

Проводимые мною в течение 'длительного времени занятия по скульптуре со слепыми в группе, состоящей из неприрожденных слепых и частично зрячих, показывают, что высказанные профессором В. С. Сверловым положения полностью подтверждаются. Это было мною проверено как в процессе самой работы над скульптурой, так и при критическом анализе результатов их творчества. Кроме этого, мой личный опыт работы со слепыми по обучению их скульптурному мастерству выявил ряд новых интересных положений, имеющих важное значение для понимания творческого процесса слепых.

Известно, что хорошая скульптура создает художественный образ архитектоническим путем, в диапазон которого входит выразительность объемов, пропорциональные соотношения как отдельных частей, так и общего, композиция, ритм, организация пластической формы и особенности эстетических качества материала. В выявлении архитектоники скульптуры может участвовать не только один материал, но и цвет, светотень и другие средства, а именно живопись, рисунок. К сожалению, эти дополнительные средства являются недоступными для слепых и не участвуют в построении их скульптуры.

Слепой и зрячий воспринимают скульптурную форму, рожденную без участия цвета, светотени тождественно, потому что она обусловливается восприятием одного и того же объекта, одним и тем же очагом возбуждения в коре головного мозга, так как нервный механизм восприятия у них одинаковый, состоящий из взаимосвязи анализаторов. Следовательно, скульптура слепого всегда понятна зрячему, тогда как скульптура зрячего не всегда понятна слепому; чем меньше архитектонический строй своим возникновением обязан цвету и светотени, тем адекватнее слепой воспримет скульптуру зрячего.

Скульптурное произведение, архитектоника построений которого создается без участия цвета и светотени, зрячему очень трудно выполнить, так как для этого необходимо ему полное отвлечение воображением от цвета и светотени. Слепой в этом отношении имеет большие возможности по созданию такой скульптуры, так как он освобожден от воздействия этих факторов. В практике работы со слепыми мною выявлена еще одна особенность.

Как известно, материал, из которого сделана скульптура, воспринимается глазом человека через сигналы (цвет, светотень). Но сигналы - это еще не сама действительность материала, хотя она и возникает в представлении зрячего благодаря этим сигналам. Прочитать, например, книгу или просмотреть кинокартину - это совсем иное, чем столкнуться с изображаемым событием наяву.

У зрячего "чувство материала" выступает в обедненном виде, потому что сигналы, идущие от материала, редко подкрепляются практикой. А если учесть еще и указания академика И. М. Сеченова о том, что восприятие таких признаков предмета, как цвет, светотень, удаление имеет большие колебания у разных людей в зависимости от состояния органов зрения, то получается, что слепой оказывается еще в более выгодном положении, чем зрячий, так как он не имеет дела с сигналами, а имеет непосредственное (контактное) общение с самим скульптурным материалом и объектами, которые он изображает.

Вполне естественно, что непрерывная практика слепого делает его очень чувствительным к материалам по сравнению со зрячим, поэтому слепой имеет более благоприятные условия для создания художественных произведений, тесно связанных с материалом, чем это в состоянии сделать зрячий. А это говорит о том, что скульптурное творчество слепых располагает большими возможностями в повышении качества скульптурных произведений. Таким образом, накопленный опыт в моей практике по художественому воспитанию слепых подтверждает, что они могут владеть профессией скульптора и вместе с этим создавать талантливые произведения, не уступающие по качеству произведениям имеющих зрение скульпторов.


Далее >>