СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

Изобразительное искусство незрячих

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

1. Скульптура из глины

Накопанную глину складывают в емкость (ведро, бак) и на несколько дней заливают водой (почти до верха глины). Когда глина размокнет, ее разминают и, если она получилась слишком жидкая, выкладывают небольшими комками на какую-нибудь подстилку (можно полиэтилен) и после подсушки до кондиции укладывают обратно в емкость. Для того чтобы глина не пересыхала, ее сверху укрывают мокрой тряпкой. Для придания глине большей пластичности неплохо добавить в нее немного олифы. Лепить нужно из цельного комка глины, не добавляя к нему отдельных кусочков в процессе работы, чтобы не нарушить монолитности изображения. К тому же после высыхания скульптура может развалиться. После высыхания скульптуру обрабатывают наждачной бумагой. Только при этом нужно быть внимательным, чтобы невзначай не уничтожить деталей изображения. Достаточность такой обработки должен определять сам автор, исходя из своего художественного вкуса и творческой задачи. Для работы с глиной пригодится и нож (типа сапожного).

2. Мозаика

Для выполнения мозаичных произведений используют кусочки кирпича, осколки фаянсовой и керамической посуды, разноцветные камушки и прочее. Набирают рисунок, утапливая эти осколки в глину, либо в несхватившийся гипсовый или цементный раствор. Для хранения этих заготовок (осколков) и удобства пользования ими делается так называемая палитра: выпиливается из бревна большой круг, на котором, вокруг оси устраиваются гнезда, где размещаются куски определенного цвета, против которого на боковой поверхности круга наклеивается бумажка с обозначением цвета по брайлю.

3. Рисунок на бумаге цветными карандашами или шариковыми ручками

На кусок фанеры размером несколько больше размера предполагаемого рисунка наклеивается лист плотной резины или несколько слоев основной клеенки (основой вверх). На этот планшет кладется лист бумаги и на нем цветными карандашами или шариковыми ручками выполняется рисунок. Образуемая при этом бороздка от карандаша позволяет незрячему осуществлять контроль за изображением. Рисунок может быть линейным, а можно изображение закрашивать цветными мелками, карандашами либо шариковыми ручками. Для того чтобы художник мог работать самостоятельно, для карандашей и ручек необходимо изготовить подставки в виде круга с гнездами для каждого цвета. На боковой поверхности подставки против каждого карандаша наклеить бумажку с обозначением цвета по брайлю. Желательно, чтобы карандаши располагались в порядке законов цветообразования (наподобие палитры художников). Удобно пользоваться подставкой, которая вращается вокруг своей оси. Карандаши должны быть прочными, чтобы не ломаться при нажиме на них.

4. Тиснение по фольге

Для тиснения применяется хозяйственная фольга, которая предназначена для обивки стен сауны (не та, что используется для запекания продуктов, а несколько толще.). Раньше в канцелярских магазинах продавались специальные наборы «фольги для теснения». Положив лист фольги на слой плотной резины, соответствующим инструментом продавливая ее, выполняют рисунок. Инструмент можно изготовить из пластмассовых черенков использованных зубных щеток, соответственно затачивая их концы напильником или наждачным камнем. Целесообразно изготовить несколько таких изделий, с тем, чтобы иметь возможность наносить линии различной толщины, либо продавливать значительные площади, образуя объемное изображение.

5. Процарапывание эмульсионного слоя

Можно выполнять рисунок, процарапывая острой иголкой эмульсионный слой фотобумаги. Затем графитовым порошком, выбранного цвета, нанесенным на ватный тампон, закрашиваются процарапанные места (к нетронутому эмульсионному слою порошок не пристает). Для удобства работы иголку можно закрепить на карандаше либо другой круглой палочке. Если фотобумагу не обрабатывать, эмульсионный слой будет слабо окрашен. Если фотобумагу не засвечивая обработать в проявителе и закрепителе, эмульсия будет иметь белый цвет, а если перед обработкой в проявителе бумагу засветить эмульсия будет черной.

  • Процарапывание окрашенной бумаги.
    Плотную бумагу, например ватман, можно покрасить в черный или любой другой цвет, а иголочкой привязанной для удобства к палочке после того, как бумага покрашена и высушена, процарапывается рисунок. Хорошо использовать японские иголки для незрячих, тогда линия получается более ровная и не рваная. В результате на цветном фоне получается изображение из тонких белых полосок.
  • Процарапывания картона с гладкой поверхностью.
    Иголочкой процарапывается рисунок на картоне с гладкой поверхностью, а затем закрашивается ваткой с графитовым порошком.

6. Рисунок черным карандашом по ткани

По размеру рамы, в которую Вы собираетесь вставлять будущее произведение, вырезается кусок фанеры. Стандартные бруски пластилина разрезаются пополам, то есть делаются в два раза тоньше, и наклеиваются в произвольном порядке на вырезанную фанеру, образуя сплошной слой. На этот слой пластилина накладывают кусок белой простынной материи несколько большего размера, чем рамка. Надев рамку на данную конструкцию и подтянув материю за выступающие за рамку края, получите в рамке туго натянутое полотно, покоящееся на основе из пластилина. Нанося черным карандашом рисунок, Вы продавливаете пластилин, что позволяет контролировать изображение. После окончания работы, материя снимается с пластилиновой основы и вставляется в рамку лицевой либо изнаночной стороной (какая сторона будет выглядеть интереснее). С лицевой стороны рисунок будет однотонным, с изнаночной- разноцветным, калейдоскопическим (рисунок образуется приставшими к материи частичками пластилина).

7. Рисунок мелками

Положить лист плотной бумаги или белого картона на твердое основание. Рисовать мелками, контролируя построение рисунка по следу мелка. Рисунок можно окунуть в цветные чернила, в результате чего бумага окрасится, а рисунок останется нетронутым, так как с него чернила скатятся. Мелки можно разложить в отдельные гнезда в какой-нибудь коробке, обозначив каждый цвет по брайлю.

8. Рисунок пластилином

Работа выполняется на белом или цветном картоне. Белый картон можно закрасить цветным восковым мелком. Используется картон или очень толстая бумага, иначе, приклеивая пластилин, будем тянуть за рукой с пластилином тонкую бумагу и мять ее. Берется кусочек пластилина, кончик его скатывается в колбаску, и этим тоненьким кончиком рисуется контур предмета, размазывая пластилин тонким слоем 1-2 мм. При желании предмет потом можно закрасить, можно поверх закрашенной поверхности нанести рисунок пластилином другого цвета, можно попробовать придать некоторый рельеф изображению.

8а. Рисунок пластилином

Если в первом способе речь шла о размазывании пластилина по листу картона тонким слоем 1-2 мм, то в данной методике речь идет о более рельефном изображении, что дает возможность сделать работу более богатой фактурно и цветом. Так же берется кусочек пластилина, кончик его скатывается в колбаску, но уже не размазывается, а укладывается бороздкой на картон, пальчиками нужно аккуратно его прижать, чтобы пластилин приклеелся к картону. Таким образом можно сделать контур, можно сделать более рельефным все изображение, а можно поверхность предмета внутри контура закрасить пластилином другого цвета, или заполнить шариками, полосками или другими маленькими фигурками одного или разных цветов.

Оба эти способа можно сочетать.

9. Резьба по линолеуму

Резьба производится стандартным инструментом, используемым для создания гравюр. Можно выполнять позитивное изображение и рассматривать его как законченное произведение. А можно выполнить негативное изображение (то есть сам рисунок будет формироваться выпуклыми участками изображения), затем, нанеся на него тонкий слой туши или типографской краски, сделать оттиск на бумаге, как это обычно делается при создании гравюр.

10. Лепка из пластилина

Можно заниматься лепкой из пластилина, при том создавать как объемные изображения, так и барельефы. Можно нанести слой пластилина на картон и затем создавать изображения, выбирая в нужных местах пластилин до поверхности картона.

11. Теснение по меди и латуни

Произведение напоминает чеканку, но процесс- довольно трудоемкий. Листы меди и латуни не должны быть чрезмерно толстыми и перед работой их необходимо как следует отжечь, чтобы они стали мягкими. Инструмент для теснения изготавливается из плоского напильника (можно и другого металлического изделия). Напильник обтачивается с тем, чтобы одна его сторона оставалась плоской, а другая- полукруглой, а концам придают форму: с одной стороны заостренную для прочерчивания линий, с другой стороны в виде полусферы для выдавливания значительных площадей изображения.

12. Белый рельеф на потолочной плитке

Шариковой ручкой, из стержня которой полностью удалена паста, на лицевой поверхности плитки выполняется рисунок с достаточным нажимом, чтобы получился чёткий рельеф. Характер фактуры рельефа может быть разным , в зависимости от худо- жественной задачи.

(Описание способов сделано В. Павловым)