СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

Изобразительное искусство незрячих

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НЕЗРЯЧИХ

Попытки незрячих заниматься изобразительным искусством предпринимались и ранее, но носили они случайный характер и распространения не получили, так как приемов, позволяющих любому незрячему заниматься изобразительным творчеством, в то время не существовало. Попытки эти предпринимались ослепшими, которые до слепоты профессионально занимались изобразительным искусством и после утраты зрения использовали в творчестве сохранившиеся в памяти, приобретенные ранее навыки и представления об окружающем мире и объектах изображения.

Примером может служить судьба ослепшего художника В. И. Нечаева и незрячего скульптора Лины По.

По-настоящему история развития изобразительного творчества незрячих начинается с замечательного русского художника и педагога Нашивочникова Юрия Алексеевича. Лишь благодаря его разработкам незрячие (даже слепорожденные) получили возможность полноценно заниматься практически всеми видами изобразительного искусства. В результате более чем тридцатилетних изысканий в этой области приемы, позволяющие незрячим заниматься изобразительным искусством и творчески развиваться, приобрели системный характер и, как и все гениальное, оказались достаточно просты и доступны каждому незрячему.

А толчком ко всему послужила небольшая статья Берты Гастер в журнале «Курьер Юнеско» за май 1957 года о занятиях скульптурой группой незрячих в г. Сан-Франциско. Пораженный высокими изобразительными достоинствами представленных в журнале скульптур Юрий Алексеевич загорелся идеей предоставить возможность и нашим незрячим заниматься изобразительным творчеством. Для реализации своих замыслов Юрий Алексеевич, преодолев косность и неверие чиновников, организовал в 1961 году изокружок в Ленинградской школе-интернате для слепых детей.

На первых порах в школе слепых Юрий Алексеевич работал на общественных началах, студия располагалась в плохо приспособленном для изобразительного творчества подвальном помещении, глину для кружка он таскал на себе с Пулковских высот. Однако, вопреки сомнениям чиновников, интерес учащихся к кружку был огромный – приходилось заниматься по классам в порядке очередности. Ввиду неугасающего интереса кружковцев и успешного освоения скульптуры появилось желание испробовать возможности незрячих в других видах изобразительного искусства: мозаике, рисунке, аппликации, тиснении по фольге и т.д. – получилось!!! Не только получилось, но и появились успехи, стали выделяться работы наиболее талантливых детей. Ежемесячно в помещении школы устраивались экспозиции работ кружковцев, как бы отчетные выставки.

Однажды Академия педагогических наук устроила в этой школе конференцию, посвященную улучшению системы обучения слепых и слабовидящих детей. Все шло спокойно по накатанному шаблону, пока участники конференции не натолкнулись на выставку работ юных художников – это произвело «эффект разорвавшейся бомбы». Руководитель Академии (Земцова) сказала: «Человечество тысячи лет бьется над этой проблемой, а у Юрия Алексеевича уже все решено!» Достижения Юрия Алексеевича внесли в картотеку передового опыта Академии, а ему вручили удостоверение внештатного члена Академии педагогических наук.

Внимание к деятельности Юрия Алексеевича участников конференции изменило и отношение администрации к работе кружка: должность педагога кружка ввели в штатное расписание, для изокружка выделили подходящее помещение, стали помогать в решении организационных и хозяйственных вопросов. Качество работ кружковцев достигло довольно высокого уровня, что позволило представлять работы учеников на различные городские выставки. На международных конкурсах детского рисунка в Монт-Ореале и Финляндии рисунки Куренковой Тамары (утратила зрение в 8 лет) и Жени Павловой (слепорожденная) награждены дипломами первой степени, при чем в конкурсных комиссиях не знали об их слепоте.

Для повышения качества учебного процесса и систематизации особенностей изобразительного творчества незрячих Юрий Алексеевич с 1965 года по 1976 год проработал старшим преподавателем и старшим научным сотрудником кафедры тифлопедагогики Ленинградского педагогического института им. Герцена. С 1963 года по 1968 год им опубликовано 11 ученых трудов, посвященных изобразительному творчеству слепых и слабовидящих.

В этот период работе школьного изокружка было уделено много внимания со стороны средств массовой информации: в газетах печатались статьи о работе кружка и интервью с Юрием Алексеевичем и кружковцами, о работе кружка было снято несколько документальных фильмов.

Перейдя в 1976 году на работу руководителем изостудией любительского объединения «Художник» при ДК им. Шелгунова Ленинградского общества слепых, Юрий Алексеевич одновременно с незрячими проводил занятия со зрячими художниками, что взаимно обогащало творчество этих двух категорий художников.

Сохраняя и развивая творческие принципы своего учителя О. А. Сидлина, Юрий Алексеевич в 1991 году организовал школу «Храмовая Стена», разработал и обосновал концепции «Храмовой Стены», чем внес огромный вклад в развитие изобразительного искусства и культуру его восприятия.

Формируясь в условиях развития концепций школы «Храмовая Стена», незрячие художники прониклись высшими изобразительными принципами «Храмовой Стены» и демонстрируют своим творчеством высокую духовность, тонкую эстетику своих произведений.

(В.М.Павлов)


Далее >>