СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Мансур Закиров

Художник Мансур Закиров

У пермского художника Мансура Закирова — несмотря на то, что ему еще нет и 27 лет,— очень трудная судьба. И это не просто слова, потому что нет и не может быть ничего трагичнее в жизни живописца, если вдруг начинают слепнуть его глаза. Мансур перенес уже несколько операций, болезнь немножко даже притормозила, но один глаз он все-таки потерял. Несмотря на выпавшие на его долю страдания, он сумел закончить в своем родном городе художественно-графическое училище, поработал профессиональным художником в ПТУ, а четыре года назад все бросил и, как сам говорит, «стал торопиться жить».

— Я тогда отчетливо понял, что пора начинать самостоятельный путь, пора создавать что-то свое, пора найти собственный почерк и пластический язык.

Эти искания молодого художника пришлись как раз на трагическое лето 91-го года, и он создает серию картин, перекликающихся с московскими событиями, под названием «Зловещая тишина, или Рождение Дьявола».

Затем Закиров создает новую, не менее впечатляющую серию работ, которую сам называет «хулиганской». В ней он попытался, конечно, не первый из художников, отобразить те страшные, мерзкие пороки, что пронизали наше общество в последнее время. Народ, поднявшийся из грязи, в картинах Закирова предстает в образах матросов, матрешек, великих покойников, святых, известных поэтов и писателей, женщин с нимбом и в кокошнике,— и все они выбираются из пучины грязи наверх, к свету. Пусть персонажи этих картин выполнены иногда в абстрактной, а иногда и некой символической манере письма, но внимательный зритель отчетливо выделит на полотне переживаемый художником образ и обязательно от- 277 метит, что изображен он чистой и честной рукой. А непосредственность восприятия этих образов самим художником органически сплавлена с его философским созерцанием нашей тревожной, а порой и трагической действительности.

Летом прошлого года у Мансура Закирова прошла персональная выставка в известной московской галерее «Та-Ис». Отзывы об этой выставке были самые разные — от откровенно хулительных до сдержанно восторженных. Ни те, ни другие никак не повлияли на молодого художника — работоспособность и энергия его бьют ключом, он по-прежнему осознает мир таким, каков он есть сегодня, а самое главное — отчетливо знает, кто он есть в своем искусстве и на что способен.


(Борис Леонидов. Журнал «Смена» №8 1995 год)

ЦВЕТЫ В ВОСПОМИНАНИЯХ И СНАХ…

так называлась выставка слепого художника Мансура Закирова, которая состоялась в конце минувшего года в Пермском областном реабилитационном культурно-спортивном досуговом центре инвалидов (так теперь называется бывший ДК ВОС). Своими впечатлениями о ней делятся организаторы и зрители.

Художник Мансур Закиров со своими работами

Эту экспозицию Мансур посвятил своей маме. Готовились к ней долго. Как считает автор, выставка — очень важный и ответственный момент в творчестве любого художника. Завершением ее должен был стать концерт солиста группы «ВА-БАНК» Александра Скляра, о котором друзья договорились давно, когда художник встречался с ними в Москве. «Устрой в Перми персональную выставку, и мы приедем к тебе в гости», — предложили москвичи. Мансур загорелся идеей, нашёл поддержку среди искусствоведов и в досуговом центре ВОС.

В течение десяти дней вниманию жителей города и области была предоставлена эта необычная во всём экспозиция. Сотни посетителей открыли для себя удивительные цветы Слепого Мансура — так подписывает свои работы автор.

Выставка сопровождалась обращениями художника к посетителям, которые заставляли задуматься и иначе воспринимать увиденное:

Здравствуй, добрый человек! Хорошо, что ты зашёл на мою выставку. Может быть, твоя жизнь без проблем, у тебя все замечательно: дружная семья, здоровые дети, любимая работа. А может, ты— мой собрат, может, у тебя не видят глаза? Если ты человек думающий, пройди по моей выставке и уйдёшь с новыми мыслями и впечатлениями. А если ты человек, не желающий думать, и пришёл на зрелище, к сожалению, я тебя развлечь не смогу.

Я потерял зрение в 1994 году. До этого я писал маслом. Сейчас режу дерево. Но, знаешь, у меня всё время оставалось нестерпимое желание вернуться к холсту...

И этим летом я не выдержал!.. Днём я режу дерево. Моя мастерская—кухня. Вечером я разворачиваю кухонный стол, кладу на него холст. Моя жена Оля раскладывает краски на холодильнике в спектральном порядке. Она уходит. И я начинаю... В последнее время многие люди, знакомые с моим творчеством, говорят: «Зачем тебе это надо ? Режь дерево! Мазать пальцем по холсту... Во-первых, ты не видишь, что делаешь. Во-вторых, после твоего дерева желающих на «ЭТО» смотреть нет!» А душа требует помимо резьбы мазания пальцем. Холст не отпускает! Я так хочу!

Дорогой зрячий человек! Я не призываю тебя влюбиться в мои работы, я просто прошу попытаться посмотреть на них глазами ребёнка, посмотреть на размазанную краску. В жизни тебя окружает столько красоты! Ты торопишься, бежишь, хочешь всё успеть, не желаешь замечать, какое вокруг тебя всё удивительное и неповторимое. Даже небо ежесекундно меняет цвет. Забудь на минуту о проблемах и трудностях. Вспомни, какой чудесный мир тебя окружает и как чудесен ты сам!

Дорогой собрат по слепоте! Попроси своих зрячих спутников, чтобы они тебе рассказали, каким цветом я мазал свои цветы. Постарайся по их рассказу представить, что изображено. Я понимаю, что тебе трудно. Но думаю, что ты тоже любишь мечтать. А может быть, ты видишь, как и я, цветные сны? Если тебе тяжело вникнуть, вспомни, что красный цвет — это огонь и рассвет, синий—холод, белый—снег, зелёный — трава, оранжевый — это тепло, а чёрный цвет — ночь. Постарайся пофантазировать. Что ты представишь, тем и будут для тебя мои картины. Можешь осторожно их потрогать. Нам трудно. Но и зрячие люди имеют в жизни такие трудности, какие мы, слепые, не представляем. Они также мечтают о том, чего не видят в жизни!

Я шла на выставку, зная о Мансуре Закирове лишь то, что слепота настигла его, когда работы художника уже были известны и неоднократно выставлялись. Пыталась представить, что значит потерять зрение для человека, который привык воспринимать мир через зрительные образы, для которого главное умение — умение видеть. Мансур, несмотря на понятное волнение, совсем не производил впечатление человека потерянного, а скорее наоборот, уверенного и самодостаточного.

Приятно удивляло огромное количество людей, пришедших на открытие экспозиции. Среди них была и вице-губернатор Т.И. Марголина, и директор Пермской Художественной галереи Н.В. Беляева. Здесь же демонстрировали документальный фильм о Мансуре студии «Я» из серии «Тихая сенсация», где художник рассказывал о том, как торопится жить, работать, потому что боится забыть цветовые отношения...

То, что я увидела, поразило меня своей простотой, наивностью, теплом. Выставка открывалась автопортретом, который напоминал детские попытки впервые изобразить маму — столько добра он излучал! Больше всего меня очаровали «Розы» и «Хризантемы» (так я назвала их для себя, Мансур не дал своим картинам названий), хотелось возвращаться к ним вновь и вновь. Цветы излучали ни с чем не сравнимый заряд положительных эмоций — видимо, столько чувства вложил в них художник. Испытанные впечатления оказались сильнее, чем от «Чёрного квадрата» Малевича.

«Шок», «восторг», «удивление» — вот лишь часть впечатлений, оставленных в книге отзывов. «Вы заставили взглянуть на мою жизнь другими глазами, оказывается, я смогу и даже должна сделать ещё очень многое для себя и других», —так написала одна из посетительниц.

Откровением для меня стала реакция на выставку незрячих людей. Они, скорее всего, не смогли полностью оценить художественные достоинства представленных работ. Кто-то разглядел цвета, густые и насыщенные. Кто-то попросил прочитать им тексты обращений автора к зрителям. Кто-то потрогал полотна, нащупав узелки из толстых нитей в центре цветков. Кто-то захотел сказать «спасибо» и выразить своё восхищение художнику лично. Думаю, что для незрячих людей выставка картин Слепого Мансура имела значение большее, чем для тех, кто смог разглядеть его работы. В их отзывах звучали слова, обычно не имеющие отношения к художественному творчеству: «гражданский подвиг», «непоколебимая воля», «мужество», «стремление реализовывать себя и свои мечты вопреки обстоятельствам»...

Выставка действительно завершилась сольным концертом, и что немаловажно — благотворительным. Для большинства незрячих людей это была единственная возможность побывать на концерте известного московского музыканта. Александр Скляр заворожил зрителей своей искренней манерой исполнения. Возникло удивительное единение зала и артиста. Это был скорее не концерт, а разговор о жизни, о времени и о себе. Начинался он песней В. Высоцкого «Я не люблю...». А не любит музыкант плыть по течению, впрочем, как и его друг художник. Трудно было сдержать слёзы, когда, заканчивая встречу, Александр, обняв Мансура, запел: «Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня, мой друг...»

Это был праздник души, праздник дружбы, праздник добра.

Цветных снов тебе, Мансур!

Фаина Габдрашитова, Наталья Гилёва

Когда верстался номер, мы узнали, что в Москве на закрытом художественном аукционе в клубе спорткомплекса «Олимпийский» работа Мансура Закирова «Забор «Гуляние» (дерево, резьба, масло), выставленная среди 23 лотов, произвела фурор и была продана по рекордной цене.

Внутри каждого человека небо и бездна

Он умер год назад совсем молодым. Тяжелая болезнь отпустила ему всего 36 лет жизни. Выставка слепого художника Мансура Закирова, организованная в Центральном музее ВОС, посвящена его памяти. Она так и называется: «Цветы на память». Он знал, что болен и скоро умрет. В рекламном проспекте курсивом набраны его слова: «У меня мечта, чтобы мои работы жили долго-долго. Меня не станет, а картины будут нести людям доброту».

Пермский мальчик рано определился в своих пристрастиях. В восемь лет поступил в художественную школу. И уже после травмы глаз окончил художественно-графическое отделение Пермского педагогического училища, стал преподавать рисование в изостудии при городском Дворце культуры. В 1995 году полностью потерял зрение. Занялся резьбой по дереву, но в конце концов отдал предпочтение живописи. Писал маслом на холсте. Основная тема его творчества — цветы. Почему именно они? На этот вопрос он уже не ответит. Можно только строить догадки. Когда-то в интервью газете «Версты» Мансур сказал удивительные слова: «Сейчас природа для меня умерла, сузилась до песни зяблика за окном. Когда-то я мечтал путешествовать, повидать мир. Теперь уже не увидеть. Я не вижу красивых женщин, и мне это неинтересно. Теперь я до такой степени погрузился в себя, что даже не замечаю смены времен года. Внутри каждого человека целый мир: небо и бездна».

Любой художник хочет, чтобы его поняли. Может быть, именно цветы помогали ему донести свой мир, свое небо и бездну до людей? Созданные в стиле примитивизма, яркие и выразительные, они и после смерти автора способны немало рассказать о нем. На доступном им языке цвета.

В картинах Мансура Закирова преобладает желтый цвет и много красного. Совсем нет голубого и розового. Почему? Говорят, что предпочтения в выборе цветовой гаммы являются врожденными, имеют тесную связь с планетарными влияниями на процесс формирования человека и его характера. Так, например, красный цвет— символ планеты Марс и стихии Огня — повышает работоспособность, выносливость, улучшает настроение. Он стимулирует творческие процессы и помогает их реализации. Поклонники красного цвета — жизнелюбивые лидеры, предпочитающие любые преграды преодолевать одним махом. Желтый цвет (это фон практически каждой картины Закирова) является божественным цветом стихии Земли, которой свойственны устойчивость и консерватизм. Считается, что желтый цвет поддерживает самоконтроль ума и тела. По большому счету, это цвет творчества. Зеленый цвет (на картинах это стебли цветов) — цвет мироздания, свежести, жизненной энергии. Любители розового цвета — мягкие люди, пребывающие всю жизнь:'в.мире грез, сказок, ожидания чуда. Голубой считается самым эмоциональным. Он создает впечатление легкости, воздушности. Темно-голубой — цвет романтиков и артистичных натур.

Конечно, художник есть художник, трудно разложить по полочкам его пристрастия и тем более оценить их в процентных соотношениях цветов. Но в работах Мансура Закирова данная граница очень заметна. Это позволяет сделать вывод о том, что он был земным, надежным человеком, большим оптимистом, твердо стоял на ногах, знал, чего хотел, не витал в облаках, любил свое дело и целенаправленно шел вперед. В творчестве, наверное, как и в жизни, был однолюбом. И еще. Желтый и красней — теплые тона. Значит, Мансур хотел пробудить в людях добрые чувства, настраивал на любовь и созидание в жизни. Как и всем незрячим художникам, кистью ему служили кончики пальцев. Он наносил краски на холст руками, тем самым усиливая энергетическую связь со зрителем. Говорят, что Мансур любил дарить свои работы, раздавать знакомым. Это тоже штрих в пользу широты души.

Может быть, потому, что судьба отвела ему такой короткий срок, он успел рано реализоваться как художник и достичь общественного признания. Мансур Закиров участвовал более чем в 40 выставках. Был лауреатом специальной международной премии «Филантропа» — «Преодоление. За гранью возможного». Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в Московском музее современного искусства, в Пермской государственной художественной галерее, в Центральном музее ВОС, в частных коллекциях. О нем снят документальный фильм, который на городском конкурсе в Перми победил в двух номинациях. Режиссер Виталий Якушев, комментируя удачу, сказал, что хотел показать сильного человека в экстремальной ситуации.

Трогательная дружба связывала Мансура Закирова и известного музыканта Александра Скляра. Они познакомились более десяти лет назад и с тех пор вместе. У них было несколько совместных проектов, один из которых — «Цветы в воспоминаниях и снах» — осуществлен на базе Государственного музея-заповедника «Ярославский Кремль».

На выставке «Цветы на память», прошедшей в Центральном музее ВОС, было представлено 10 картин Мансура Закирова. Экспозиция вызвала большой интересу восовцев. Отзывы самые восторженные: «Мне больше всего понравилась картина «Попугайчик». Не представляю, как он рисовал руками», — написала посетительница Н. Голован. «Все картины проникнуты добром и светом. У художника — солнечная душа», — это мнение слушателей курсов «Реакомпа». «Мансур — это сила и мужество. Не зря прожил жизнь. Дал человечеству знание возможностей человека»,,— говоря так, художник Я. Исаков, наверное, имел в виду и себя, ведь он тоже инвалид по зрению.

К сожалению, с этой светлой выставки уходишь с грустными чувствами. Прежде всего, потому, что Мансура нет в живых. Да, он выстоял после потери зрения. Нашел для себя способ самовыражения. Общаясь со зрячим миром, доказал, что человек с ограниченным зрением может продемонстрировать неограниченные возможности в творчестве. Но он уже не ответит на вопросы, не подтвердит, права ли я в своих рассуждениях о роли цвета в его творчестве. Не подарит Музею еще одну свою картину, не проведет по холсту своей любимой желтой краской. Осиротела жена Ольга, оставшись одна в московской квартире. Чем ей жить, на что надеяться? Оказывается, мне все это небезразлично.

Выставка закрывается. Я, пожалуй, последний ее посетитель. Но почему мне хочется вернуться? Почему я вспоминаю его слова о «небе и бездне»?.. Кстати, «бездну» я так и не увидела. Наверное, он спрятал ее от наших глаз, закрыв цветами? А может, это я не докопалась? Почему я думаю о том, как он рисовал и выбирал именно эти сюжеты? Я пытаюсь говорить с ним. Может быть, в этом и заключается жизнь после смерти?

(Валентина Дмитриева. «Наша жизнь» №1 2006 год)