СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Искусство как средство духовного развития незрячих

Материалы научно-практического семинара
Москва, 2004
Редактор-составитель А.С. Майданов
Ответственная за выпуск А.Д. Макеева

Зарубежный опыт художественно-эстетической реабилитации незрячих

В статье представлен обзор зарубежного опыта по публикациям английских, американских и польских периодических изданий для слепых. В качестве вступления можно сказать, что в последнее десятилетие в западных странах значительно изменилось содержательное наполнение художественно-реабилитационной работы с инвалидами. Все меньше становится вклад клубной работы и специальных организаций слепых. Они по-прежнему делают очень многое, но в тоже время набирают темп интеграционные процессы. В частности, законодательные акты некоторых стран оговаривают право инвалидов на свободный доступ к объектам общенационального художественного наследия. И здесь речь ведется не о специализированных выставках, а о постоянных экспозициях национальных музеев.

Более того, возникает своего рода «дискриминация» зрячих. Мой коллега из благотворительной организации Нидерландов, занимающейся поддержкой информационного обслуживания незрячих, рассказывал мне о такой ситуации. Он сам сопровождает своего незрячего друга на экскурсии по музею Амстердама. В одном из залов, где выставлены античные скульптуры, смотритель обращается к ним с настоятельной рекомендацией не стесняться тактильно осматривать экспонаты. Правда через несколько минут выясняется, что рекомендация эта относится только к слепому посетителю. Его зрячему сопровождающему советуют ограничиться зрительным созерцанием. В дополнение к этому необходимо отметить, что наравне с плоскопечатными буклетами-путеводителями, во многих музеях, в частности в США, посетителям предлагают буклеты, напечатанные по брайлю. А в тех музеях, в которых заведомо есть объекты, доступные тактильному восприятию, например, в музее космоса в Вашингтоне, экспонаты снабжаются надписями, сделанными рельефно-точечным шрифтом.

В общем объеме реабилитационной работы можно выделить направления, ориентированные на восприятие:

  • музыки;
  • изобразительного и пластического искусств;
  • архитектурных и археологических объектов;
  • театрализованных представлений;
  • литературы;
  • природы.

Деление это является условным и ограничивается информацией, представленной в доступных нам публикациях.

Музыка

Музыка традиционно является не только любимым видом искусства, но и сферой деятельности незрячих. За последние несколько лет в печати было представлено несколько публикаций, посвященных незрячим музыкантам. Речь идет о людях, достигших выдающихся результатов. Все они признают, что пение или игра на фортепиано являются для них естественным способом существования. Иоланта Кауфман, польская певица, обладающая колоратурным сопрано, легким, теплым и насыщенным, исполняет романтические классические произведения. Она закончила вокальное отделение Познаньской Академии музыки, успешно выступает как в Польше, так и за рубежом: в США, Канаде и Австралии. По признанию самой певицы выступления перед огромными аудиториями концертных залов стоят ей огромного напряжения сил. Понимая, что перед ней сидят зрячие люди, она ни на минуту не забывает, что они оценивают не только ее исполнение, но и умение держаться на сцене. Поэтому в учебный курс, пройденный в свое время будущей певицей, были включены дополнительные занятия по сценическому искусству, мимике и артистичному передвижению по сцене. Результат, что называется, налицо – ее выступления каждый раз признаются сенсацией музыкального мира.

Девиз юной американской певицы Анны Марии Угарт: «Я хочу стать знаменитой певицей, но не хочу, чтобы меня жалели из-за слепоты и относились ко мне снисходительно. Я – профессионал, и именно по этому качеству меня должны оценивать». Звезда Анны Марии только начала восходить на музыкальном небосводе, но ее талант, решимость и профессионализм являются лучшим залогом ее будущего успеха.

Герой одной из статей – Марк Пампел – пианист-любитель и композитор. В результате воздействия синдрома Ушера у него снижены зрение и слух. После участия в 1997 году в семинаре «Глухота и опыт восприятия музыки», Марк Пампел в своей работе стал уделять особое внимание терапевтическому воздействию музыки на человека и тому, как трансформируется восприятие и понимание музыки слепоглухим человеком. Несколько лет назад Марк создал квартет исполнителей-импровизаторов. Все участники группы имеют проблемы со зрением и слухом. В репертуар включены произведения разных музыкальных стилей – «поп», джаз, классика. Пока занятия квартета, проводимые по методикам Марка Пампела, носят лабораторный характер. Но в будущем планируются публичные выступления, причем не только в концертных залах, но и на семинарах, конференциях, посвященных вопросам слепоглухоты.

Музеи изобразительных и пластических искусств

Об этом направлении реабилитационной работы уже было сказано несколько слов во вступлении. Добавлю еще несколько примеров. Отмечено, что чем выше искусство стоит в списке ценностных приоритетов страны, тем больше внимания уделяется обеспечению доступа к нему инвалидов. Такая ситуация характерна для Франции, Италии, Германии, Испании и др. В частности, в Мадриде организован специальный музей, в работе которого можно выделить два интересных направления. С одной стороны, по принципу информативности каждой скульптурной детали при ее тактильном восприятии для незрячих здесь собрана коллекция из 35 скульптур Испании и других стран. Другое направление посвящено созданию произведений искусства самими незрячими или зрячими художниками, освоившими методы работы на ощупь.

К слову, метод симуляции слепоты или слабовидения (как научный подход) приобретает все большую популярность на Западе. Выпускаются специальные светонепроницаемые очки, имитирующие различные глазные заболевания и позволяющие зрячим людям, например, учителям обычных школ, принимающих на обучение слепых детей, «посмотреть» на мир глазами инвалида по зрению.

Аналогичные работы проводятся в Италии и Франции. В частности, в Париже, на выставке, посвященной Огюсту Родену, незрячим посетителям было разрешено прикасаться к экспонатам, а специальный экскурсовод давал необходимые пояснения. В поддержку программы художественно-эстетической реабилитации незрячих Американская организация «Художественное образование для слепых» опубликовала монографию по истории искусств в виде «говорящей» книги, снабженной рельефными иллюстрациями.

Еще несколько слов собственно о незрячих художниках. Один из участников упомянутого выше испанского проекта – Цезарь Дельгадо, слепой художник, потерявший зрение более 30 лет назад. Это один из наиболее активных современных испанских художников- авангардистов. Он не только рисует, но и работает как скульптор, используя пластмассу и разработав для этого собственную теорию, стиль и методы.

Не менее интересный опыт предлагает Польша. В октябре 1996 года в Кельцах проходила выставка «Краски и формы осязания». На выставке были представлены работы 40 слепых и слабовидящих мастеров изобразительного искусства. В своем творчестве художники использовали полотно, дерево, глину, карандаш, краски и др. Зрителям были показаны разнообразные пейзажи, фигуры, мир абстракции. Ярким подтверждением названия выставки «Краски и формы осязания» были резные работы из дерева и другие пространственные изображения, для создания которых мастера в основном пользовались осязанием. Эти работы – способ адекватной реакции на ежедневные стрессы, терапия и реабилитация, ибо для многих художников – это способ существования и реализации своей мечты.

Театр

В 2000 году на сцене шекспировского театра «Глобус» в Великобритании был проведен поэтический семинар, организованный Кейтом Парксом, преподавателем школы слепоглухих. В семинаре приняли участие 10 подростков, в той или иной степени страдающих глубоким поражением зрения и слуха. По мнению Кейта Паркса жанр театрализованного рассказа является одним из основных способов творческого самовыражения: «Я исхожу из принципа, что каждый человек, каким бы он ни был, и где бы ни жил, любит рассказывать и слушать даже больше, чем читать и писать». На семинаре была представлена пьеса Шекспира «Макбет». Постановка основывалась на трех «Р» - ритме, реакции, репетициях. Режиссер давал актерам пояснения и указания, в соответствии с которыми актеры передавали содержание пьесы своими методами: знаками, возгласами и другими, индивидуальными для каждого способами. Им помогали декорации, костюмы, музыкальные инструменты.

Особым видом реабилитации, а главным образом формой проведения досуга, является танец. Интересным примером тому может служить проведение ежегодного бала инвалидов в «Центре Варьете» в Катовицах, Польша. Здесь собираются инвалиды разных категорий, в том числе и незрячие. На балу объявляется победитель в номинации «Человек года». Сами танцы являются прекрасным способом развития координации движений, навыков ориентировки в пространстве, и, наконец, просто доставляют огромное удовольствие, особенно при наличии хорошего партнера.

Вспомогательную роль в художественно-эстетической реабилитации выполняют методы словесного описания спектаклей, фильмов, художественных выставок. В европейских странах и США уделяют большое внимание этим проблемам. По мнению многих специалистов-тифлологов у незрячих отсутствие зрения компенсируется хорошими памятью и слухом. Благодаря методу словесного описания незрячий «видит» и получает представление о фильме или театральной постановке в целом. Одним из создателей этого метода является профессор Снайдер, искусствовед из США. Он – инициатор проекта «Социализация через культуру и искусство людей – инвалидов по зрению». Группой специалистов под руководством профессора Снайдера в различных странах проводятся семинары-тренинги по правильному составлению словесных описаний театральных спектаклей. В афишах некоторых театров, вовлеченных а проект «Социализация…» звездочками отмечаются те спектакли, к которым подготовлены словесные описания. В будущем планируется распространение этого метода в кинотеатрах и музеях.

В заключение расскажу еще об одном интересном опыте – о создании так называемых тактильных садов. В региональном Озерном Парке во Флориде расположен один из таких необычных «благоухающих» садов, создаваемых специально для незрячих посетителей. Сад разбит на несколько секторов, соединенных прогулочными дорожками. Выделены сектора лекарственных, экзотических и других типов растений, отличающихся особым ароматом или интересной формой. Среди растений расположены фонтаны, каменные курганы и, наконец, просто скамейки для отдыха, релаксации и медитации среди цветов и деревьев. «Благоухающий сад» является некоммерческим проектом, реализуемым на благотворительных началах. Его главная задача – дать незрячим людям возможность приблизиться к дарам природы. Кроме этого, создатели сада хотели показать, что организовать подобный мини-ботанический сад может любой человек около своего дома.

Методы художественно-эстетической реабилитации, конечно, не исчерпываются приведенными выше примерами. Но объем статьи ограничен, и желающим получить дополнительную информацию рекомендую обратиться к реферативному сборнику «Зарубежная литература по тифлологии», выпускаемому Российской государственной библиотекой для слепых, или непосредственно к иностранным первоисточникам, которые можно найти в тифлобиблиографическом отделе РГБС.

Г.С. Елфимова

ДАЛЕЕ

СОДЕРЖАНИЕ