СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Искусство как средство духовного развития незрячих

Материалы научно-практического семинара
Москва, 2004
Редактор-составитель А.С. Майданов
Ответственная за выпуск А.Д. Макеева

Эстетическое воспитание учащихся на уроках тифлографики в школе для слепых детей

Много лет в московской школе для слепых детей в кабинете тифлографики идет обучение изобразительному искусству и черчению учащихся с 1-го по 10-й класс. Перед учителем стоит задача с помощью рисунка, лепки, моделей, муляжей, скульптур и т.п. познакомить учащихся с многообразием окружающего мира. Они учатся понимать красоту простых геометрических форм, сложных объектов, их положение в пространстве. Красив круг своей центрированной замкнутостью, квадрат с четкими, одинаковой протяженности сторонами и завершающими его углами. Приятны для осязательного восприятия шар, куб и другие геометрические тела. Особенно нравятся детям объекты с гладкой, ровной, хорошо обработанной, отшлифованной поверхностью из стекла, металла, пластика, керамики, дерева. Вызывают приятные ощущения тепла, мягкости, пушистости игрушки и предметы из меха, велюра, шерсти, пуха, пера. Часто учителю приходится формировать образ предмета, давать представление о его конструкции, декоративной привлекательности, исключая зрительное восприятие учащихся.

Для познания многочисленных предметов и явлений природы, вещей, созданных руками человека, необходимо прежде всего выработать опорные представления, которые потом послужат основой для понимания аналогичных объектов. Так, сформировать понятие о насекомых, их симметричном строении, передвижении в пространстве можно на примере жука, бабочки. Есть сейчас в продаже прекрасные увеличенные модели насекомых. А расположение пятен, линий на крыльях бабочки и их разнообразную форму можно показать на рельефном рисунке. Знакомство с рыбами можно осуществить с помощью любой свежей или размороженной рыбы. Главное – познакомить учащихся с широко распространенной обтекаемой, вытянутой формой тела, свойственной морским животным (этим речным и морским?). Необходимо обратить внимание на то, что голова и туловище образуют единое овальное целое, плавники и хвост плоские, подвижные, чешуйки – округлые. Для выработки представлений о плавных движениях рыбы в воде дети изучают их изображения на рисунках, моделях, а потом самостоятельно создают творческие композиции с помощью лепки.

Опорные представления о птицах, зверях учащиеся получают также с помощью чучел, моделей, рисунков. После того, как правильные представления о животных сформированы, можно знакомить учащихся со стилизованными изображениями, которые часто встречаются в игрушках, в скульптуре малых форм. Художники часто изображают животных с искажением пропорций, чтобы подчеркнуть характерные особенности строения тела. Так, у жирафа часто утрируется длина шеи по сравнению с ногами, цапля превращается в очень вытянутую фигуру с поднятой вверх шеей, головой и клювом, у щенков чрезмерно увеличивают голову. Часто зверей одевают в одежды, очеловечивают их. Конечно, дети должны понимать язык искусства, чувствовать юмор, привлекательность изображения. Обобщенность формы и декоративность обработки широко используется в произведениях народных промыслов. Изучая игрушки Каргополя, Вятки, Полохова-Майдана, Сергиева Посада (богородская игрушка) и др., учащиеся подражают им, копируют и стараются сделать или нарисовать подобные им, часто в собственной переработке.

Для понимания языка изобразительного искусства, выработки умения чувствовать красоту форм и очертаний предметов, их декоративную обработку учащиеся младших классов учатся воспроизводить в рельефном рисунке различные типы линий: прямые, наклонные, дугообразные, зубчатые, волнистые, спиральные, петлевые и т.п. Из элементов этих линий строятся линейные и геометрические орнаменты в полоске, в круге и в других геометрических фигурах. Выполняются узоры с применением листьев и цветов разной формы. Учащиеся знакомятся с характерными русскими орнаментами, их символикой, изучают элементы украшений ваз, тканей, различных предметов, относящихся к культуре других народов. На занятиях по декоративно-прикладному искусству дети учатся самостоятельно расписывать нарисованные рельефные контуры ваз, тарелки, подносы, платки в стиле городецкой росписи, хохломы, жостовских букетов. Греческие сосуды они украшают пальметками, меандрами, египетские ткани покрывают изображениями цветов лотоса. Для знакомства с цветным исполнением орнаментов для детей с остаточным зрением проводятся беседы о различных цветах и их сочетаниях, показываются таблицы рисунков в цветовом исполнении. Незрячие учащиеся также интересуются цветом и пытаются представить его себе. Но чаще всего они просто запоминают основные цвета, присущие соответствующим объектам. Например, теплые тона – красный, желтый, оранжевый – это огонь, солнце; холодные тона – синие, фиолетовые, белые – это лед, снег. Зубы, молоко – белые; уголь, сажа – черные; вода, небо – синие, голубые; трава, листья – зеленые, хотя при разном освещении и в разное время года они могут быть другого цвета.

В работе над орнаментом, пейзажем, сюжетными рисунками незрячие учащиеся просят разложить цветные карандаши, фломастеры или мелки, пастель в определенном порядке, чтобы можно было правильно отобразить цветом картины природы, красоту узора и т.д. Для детей, имеющих возможность рисовать на экране компьютера, проводятся занятия по использованию цвета в изображениях на экране. Выполнение компьютерных рисунков очень нравятся учащимся, так как цветом можно мгновенно заполнить любое пространство картины, изменить его. Применение же готовых штампов различных предметов дает возможность работать над композицией рисунка и воспроизводить перспективное расположение объектов в пространстве.

Занятия в области изобразительного искусства – рисование, лепка, чтение рельефных рисунков – помогают проникнуть в суть вещей, почувствовать красоту их форм, строения, пропорций. Очень важна для наших учащихся лепка, так как в процессе работы они передают объем, движение, повороты, учатся объемному восприятию, развивают фантазию.

В средних и старших классах большое внимание уделяется ритму, пропорциям и симметрии окружающего мира. Это можно хорошо проследить на работах, выполненных вырезанием фигур ножницами из сложенной вдвое бумаги. В средних классах учащиеся учатся вырезать листья, цветы, веточки, вазы разных форм, а старшеклассники вырезают архитектурные объекты разных стилей в процессе изучения мировой архитектуры. Вырезание из бумаги позволяет «рисовать» с помощью ножниц, создавать новые варианты растительного и животного мира, придумывать новые очертания построек и их элементов.

Конечно, программа по изобразительному искусству и заложенная в ней идея эстетического воспитания осваивается каждым ребенком индивидуально. Имеет значение степень и время потери зрения, сохранность других органов чувств, наличие навыка ориентировки в пространстве, особенности психического и физического развития, характера, наклонностей, интересов. Но в любом случае произведения различных видов искусства, имеющиеся в школе, постоянно действующая выставка рисунков и лепных работ школьников, их участие в выездных выставках - всё это развивает интерес учащихся к изобразительному творчеству, приобщает их к миру прекрасного.

О.И. Егорова

ДАЛЕЕ

СОДЕРЖАНИЕ