СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ПУБЛИКАЦИИ

Рисунки, сделанные в темноте

В мире, к сожалению, еще немало детей, незрячих oт рождения, теряющих зрение по разным причинам. Это огромное несчастье для самих детей, тяжелые нравственные мучения для их родителей.

При социалистическом строе слабовидящий ребенок не отключается от общества. Советский закон о всеобщем обязательном обучении в равной степени относится и к слепым.

Все незрячие дети учатся в школах по специальным программам. Такие школы с интернатами есть в каждой союзной республике. В Российской Федерации их 52 для слепых и 16 для слабовидящих детей. Учатся в них 7,5 тысячи мальчиков и девочек. Обучение и содержание учащихся, включая одежду, питание, полностью берет на себя государство. Окончившие полную среднюю (одиннадцатилетнюю ) школу принимаются в высшие учебные заведения, имеющие неполное (девятилетнее) образование получают постоянную работу. Советские педагоги ищут и находят способы "дополнительного" дарения творческой радости слепым. Об этом рассказывает корреспонденция, предлагаемая АПН.

Выставочный зал. Рисунок, линогравюра, мозаика, гипсовые бюсты, работы по металлу. Двое мужчин делают запись в книге отзывов. Один пишет, другой подсказывает и все пытается закурить, но, встретив укоризненный взгляд дежурной, прячет сигарету. Нервничает и тот, кто пишет. Когда они уходят, читаю: "Мы были на фронте, но и там не встречались с таким героизмом". Чуть выше запись студентов: "Спасибо за урок - человек действительно может больше, чем делает. Как много мы упустили! Бежим наверстывать".

На занятие кружка опоздала. Вижу только спины и низко склонившиеся головы. Над ними лампы дневного света. За столом девочки рисуют красками, болтают о том, о сем, упрекают Галю, которая порвала рисунок. Та оправдывается. Девочки поменьше лепят из глины барельефы. В углу подросток копирует голову старика, даже по движению лопаток на спине заметно, как он поглощен делом.

Внезапно гаснет свет. Жду возгласов, девчоночьего визга, стука роняемых карандашей и красок. Но все по-прежнему. Девочки рисуют, болтают. Только тогда до конца сознаю, где нахожусь, - на занятиях художественного кружка слепых детей.

Пришла на урок рисования во второй класс школы. У каждого своя парта. В них большие, толстые книжки - учебники со специальным шрифтом. Пианино. В углу сложены лопаты, грабли - сегодня работали в саду, окапывали кусты. Как и все в этом возрасте, дети шаловливы. Только когда прыгают и бегают, движения их осторожнее, напряженнее.

Начинается урок.

- Что мы рисовали в прошлый раз? - спрашивает преподаватель. - Мы рисовали с натуры деревья, траву, кораблик. - А сегодня будем рисовать с рисунка. Юрий Алексеевич, учитель рисования, раздает рисунки ворон, слонов, кур, выполненные проколами на плотной бумаге. Пальцы детей бегают по проколам. Им уже доводилось слышать, читать о птицах, о животных, теперь запоминают осязательно.

Жене Анисимовой десять лет, и ни одного дня из них она не видела. В ее блокноте пока трудно разобраться, по кое-какие рисунки уже можно определить - солнце, ромашка... Другая девочка нарисовала человечка, подошла к учителю, спросила: - А люди такие бывают?..

Немного истории... Когда художник Юрий Алексеевич Нашивочников пришел в Ленинградскую школу-интернат для слепых детей и предложил организовать кружок рисования, на него посмотрели c недоумением. Но все же он прошелся по классам. В его саквояже лежали глиняные игрушки, фарфоровые статуэтки, рельефные цветы, коробочки с узорами. В кружок записались почти все. Потом он вел рисование в школе, глубоко заинтересовав учеников и первого, и одиннадцатого классов. Как это удавалось? Преподаватель не навязывает своих тем, не упрашивает, не заставляет, у него огромное терпение и постоянное обновление материалов и приемов.

Сидим в холле на диване с Галей Холодняковой - шестиклассницей. У Гали видит один глаз - три процента зрения. Девочка признается, что пробует рисовать давно, но никому не показывает. Стесняется. А рисовать любит, особенно лес, речку, песок на дне такой желтый, небо. А портреты пока не получаются. "Да и пейзажи не очень", - вздыхает она. У Анатолия Кончакова один процент зрения. Он любит рисовать тушью, освоил лепку. Несколько скульптурных портретов готовы. Брайль - изобретатель шрифта для слепых, Бетховен - величественный, вдохновенный ,и необыкновенно грустный... Тамара Куренкова ослепла в семь лет. Девочка музыкальна, играет на рояле, занимается художественной гимнастикой. Много читает. В рисунках отражается ее увлечение музыкой и спортом. Тамара любит сочетание, различных фактур. Цветных карандашей и шариковой ручки. Или рисует воском, потом окунет в тушь, получаются "морозные узоры на стекле"... Женя Павлова не видит с рождения. Она начинала рисовать и бросала, снова начинала. Какие они, цветы, если их не видела? Знает, что лепестки прохладные, нежные, а листья жестче. Собака и кошка похожи, шерсть мягкая, уши, хвост, но кошка всегда боится собаку. Женя рисовала и цветы, и кошек, и собак, потом освоила лепку, сделала портрет бабушки, голову мальчика, автопортрет. Увлеклась работой по металлу. Ее "Хирург" и "Поэт" вместе с рисунками Тамары Куренковой попали на городскую выставку умельцев и состязались с работами зрячих. Женя окончила школу, работает в Луге. Пишет Юрию Алексеевичу: "Я теперь без рисования не могу..." В школу пригласили знакомых художников. Перемешали работы слепых, слабовидящих и зрячих детей. Художники присудили пальму первенства слепорожденным. Потом им открыли тайну.

- Конечно, мы, зрячие, получая девяносто процентов информации глазами, недооцениваем иные каналы, с помощью которых можно воспринимать мир, - говорит Юрий Алексеевич Нашивочников. В его домашнем кабинете, множество поволок, шкафов. Художник раскладывает кипы рисунков, латунные пластинки с выдавленными на них портретами и пейзажами. Портреты из скрепок, орнаменты из спичек, кусочков резины и пластмассы. Пейзажи из пластилина на стекле. Скульптура - глина, гипс, бетон. Несколько лет труда художника со слепыми детьми позволяют ему сделать вывод, что и те, кто лишен зрения, могут эстетически воспринимать и воспроизводить окружающую действительность. Об этом пишет Юрий Алексеевич и в диссертации, над которой сейчас работает. - И все же, - спрашиваю я,- как человек, лишенный зрения, познаёт мир, как рождаются представления и образы в его мозгу? - Не все еще можно объяснить достаточно глубоко. Ясно, что у слепого человека гораздо больше развиты осязательные и слуховые ощущения. Слепой может отлично воспринимать форму, плотность, вес, фактуру, контуры, пропорции, характерное, нехарактерное. У него больше, чем у зрячего, развито "чувство материала".

Кроме осязания, включается в работу слово преподавателя, товарища, прочитанное в книге. Работы слепорожденных показывают, что они воспринимают многие предметы почти неискаженно. А те, кто утратил зрение, надолго сохраняют информацию, что получили до болезни и слепоты. Конечно, и раньше были попытки учить слепых рисовать. В специальных школах-интернатах существуют специальные приборы для рисования с помощью системы Брайля.

Специальное, специальные... - задумчиво повторяет Нашивочников, - специальное искусство для слепого, да? А потерявшие зрение очень чувствительны к тому, что их работы отличаются от работ зрячих, они понимают, что их произведения, выполненные с помощью методов, созданных специально для слепых, непонятны и неинтересны людям со зрением. И я психологически понимаю стремление слепого рисовать в цвете это сближает его со зрячим. - Значит, многое зависит от методов рисования? - Скорее, от тифлотехники - техники рисования для слепых. Она должна дать возможность слепым создавать картины общепринятыми изобразительными средствами. Что мы только не перепробовали на наших занятиях! Пожалуй, главное - чтобы у рисующего был постоянный или временный ориентир на рисунке. Вдавлина, рельеф - их-то и "видят" пальцы. Можно рисовать на бумаге, положенной на металлическую сетку, клеенку, пластилиновую подкладку. Можно рисовать и на бумаге, с прослойкой еще на высохшего клея, рисовать иглой на пластилине, скальпелем на плотной бумаге, на пенопласте, резать по линолеуму. Густой цементный раствор, сырая глина и пластилин хороши для лепки и мозаики - в них легко вставляются цветные камешки.

- Кого вы отбирали для занятий в кружке, как вы это делали?

- В кружок мог прийти любой. Позже, когда выявилась группа более способных детей, я занимался с ними дополнительно. Здесь действует то же правило, что и в работе со зрячими: привить навыки рисования, научить копировать можно любого, художником же в полном смысле могут стать единицы. Но Я уверен, что люди, не имеющие зрения, могут работать художниками профессионально. И, наверное, среди десяти миллионов слепых на Земле найдется немало талантливых живописцев и скульпторов.

Л. Баганова
Вечерний Ленинград №111 (6273)
17 ноября 1971 г.