Слепой художник

О себе и своем творчестве

Лариса Павлова

Зрение я потеряла в 8 лет. Это случилось неожиданно. До этого я была абсолютно зрячим ребенком. Родителям объяснили, что врачи помочь мне не смогут, тогда они стали искать средства реабилитации.

Меня водили на различные кружки, такие как спортивная гимнастика, музыка, шахматы и рисование, читали книги, водили в театры, старались дать, все, что было в их силах. Мне очень повезло, преподаватели всех кружков, на которые я ходила, оказались удивительными людьми.

Но особенно мне хочется рассказать о рисовании, ведь именно рисование стало делом моей жизни. Тогда ни я, ни мои родители об этом, конечно, не догадывались. Они просто хотели, чтобы я была немного счастливее.

С Юрием Алексеевичем мы ходили в музеи и на старые кладбища, где рассматривали скульптуры и резные решетки, папа сделал мне рельефные карточки с животными, да и всегда родители старались показать мне все, что возможно. В первый момент я ничего не знала о жизни и возможностях незрячих людей, да и особенно не задумывалась. И то, что я могу рисовать восприняла без удивления. Скорее напротив, удивилась, что на первом занятии преподаватель рисования - Нашивочников Юрий Алексеевич предложил просто порисовать линии, черточки или что-то в этом роде.

Только позже я узнала, что у многих незрячих детей существует психологический барьер перед рисованием, а иногда и реальные трудности, решение которых требует некоторых усилий и тренировок. В старших классах я стала комплексовать, что рисунки мои детские и на самом деле я не могу нарисовать ничего хорошего.

А после школы уехала в Кисловодск учиться на массажиста, решив, что это самая реальная для меня профессия, и про рисование долгое время совсем не вспоминала. Лет 6 или 7 я работала массажистом по специальности, но позже стала невыдерживать нагрузок и была вынуждена оставить работу. А оказавшись без работы я впала в депрессию и стала искать для себя другое занятие. Но акцент делала уже не на реальность профессии, а на то, чтобы работа мне нравилась, чтобы душа пела.

И вот по каким-то причинам мы с подругой захотели сделать сайт с моими рисунками, и только тогда я вдруг поняла, что о рисовании незрячих не знают не только зрячие люди, но и сами слепые. Мне захотелось сохранить методики рисования, которые придумал Нашивочников Юрий Алексеевич, а позже я задалась целью сделать их всеобщим достоянием.

Но мало этого. Став снова рисовать, я неожиданно почувствовала, что мне есть что сказать, что даже, казалось бы, детский рисунок может нести огромное чувство и глубокое содержание. Постепенно мы решили, что нужно участвовать в выставках и попробовать вступить в Союз художников, чтобы не только мои работы подтверждали возможность для незрячих рисовать и быть настоящими художниками, но и статус был наглядным тому примером.

Первая выставка состоялась весной 2004 года в Санкт-Петербурге на Торжковской улице дом 11. А осенью папа понес мои работы в Союз художников России и в Манеж. Мы договорились, что папа не будет говорить, что я не вижу. Нам было важно для самих себя посмотреть на реакцию признанных художников, как они воспримут мое творчество.

Это было удивительное чувство - радостного ожидания. И мои работы, действительно, приняли на выставки и чувствовалось, что приняли их с удовольствием. Тогда мы решили вступать в Союз художников, и скрывать то, что я не вижу уже было не возможно, я сама должна была присутствовать на выставкоме. Тогда нас подвели к председателю секции искусствоведения - Александру Борисовичу Симуни.

Мы объяснили ситуацию и попросили совета. Он обещал поддержать нас и порекомендовал обратиться к председателю секции графики - Трауготу Валерию Георгиевичу. Валерий Георгиевич отнесся к нашей проблеме с большим пониманием и теплотой и очень помог нам.

И это было огромное чудо! Потому что далеко не всем членам бюро было сразу легко понять, что незрячий человек может рисовать, да еще на достойном уровне. Только после того, как мы показали мои работы, смущение стало немного проходить. Но если бы не горячая поддержка Валерия Георгиевича, нам было бы гораздо труднее вступить в Союз художников.

Таким образом, казалось бы, нереальная профессия стала для меня самой любимой и самой реальной из всех возможных. Теперь я пытаюсь поделиться своим опытом со всеми, кому будет это интересно, а если найдется человек, который захочет продолжить дело Юрия Алексеевича Нашивочникова, то я буду просто счастлива. С радостью расскажу обо всем, что знаю и отвечу на все вопросы.