СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК

ЮРИЙ НАШИВОЧНИКОВ

Дмитрий Маркуль

Современное искусство.
Художественное направление
Школа "ХРАМОВАЯ СТЕНА"

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Научно-популярное издание
Научный редактор Ю. А. Нашивочников
редактор технический редактор компьютерный дизайн корректор Иван Маркуль

Книга предназначена для тех, кто интересуется развитием современного искусства. Хотелось, чтобы читатель не только прочитал эту книгу, но и проникся творческими идеями, разрабатываемыми многими поколениями художников. В книгу введены таблицы для выполнения упражнений по типу "раскрась сам", чтобы читатель смог приобщиться через эти задания к художественному миру - одному из величайших достижений человеческой души.
Санкт - Петербург 2001

ЗАГОРОДИЛ ПОЛНЕБА ГЕНИЙ,
НЕ ПО ТЕБЕ ЕГО СТУПЕНИ,
НО ДАЖЕ ПОД ЕГО СТОПОЙ
ТЫ ДОЛЖЕН СТАТЬ САМИМ СОБОЙ.

(Тарковский А. А.)

ФОРМУЛЫ ДЛЯ АУТОТРЕНИНГА:

"МОИ КОЛЯРА ЛЕЖАТ НА ПЛОСКОСТИ ЧИСТЫЕ, ЗВОНКИЕ,СВЕЖИЕ, СЛОВНО ДОЖДЕМ ВСЁ ВЫМЫТО, ПЛОТНЫЕ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ, СГУЩЕННЫЕ КАК СГУЩЕННОЕ МОЛОКО. КОМПОЗИЦИЯ СПОКОЙНАЯ, КРЕПКАЯ, ПИСЬМО СВОБОДНОЕ, УВЕРЕННОЕ, ШИРОКОЕ. КОЛЕРА НЕ СЛАЩАВЫЕ, НЕ ГРУБЫЕ, БОЛЬШОЙ ЭСТЕТИКИ, БОЛЬШОГО ВКУСА ".

"Я НАУЧИЛСЯ ВИДЕТЬ ГРЯЗНЫЙ КОЛЕР И ТЕМНЫЙ КОЛЕР, НАУЧИЛСЯ ЧУВСТВОВАТЬ ГУСТОТУ ЦВЕТА, СГУЩЕННОСТЬ ЦВЕТА Т. Е. НАИВЫСШУЮ ПЛОТНОСТЬ КОЛЕРА И ВМЕСТЕ С ТЕМ ЕГО ЗВОНКОСТЬ, ЧИСТОТУ, ПЕРЕХОДЯЩУЮ В ПРОЗРАЧНОСТЬ".

ФОРМУЛА АУТОТРЕНИНГА НА ДЕНЬ:

"МОИ КОЛЕРА НЕ СЛАЩАВЫЕ И НЕ ГРУБЫЕ, ОНИ ЛЕЖАТ НА ПЛОСКОСТИ СЛОВНО КАМНИ МОСТОВОЙ. УТРАМБОВАННЫЕ, НЕ ПРОВАЛИВАЮТСЯ И НЕ ВЫСТУПАЮТ /НЕ ВЫПИРАЮТ/ НАД МОСТОВОЙ, ЧИСТЫЕ СЛОВНО РАННЕЕ ЗИМНЕЕ УТРО, СВЕЖЕЕ, СЛОВНО ПОСЛЕ ЛЕТНЕЙ ГРОЗЫ В СОЛНЕЧНУЮ ПОГОДУ, ГУСТЫЕ, КАК СГУЩЕННОЕ МОЛОКО, ПЛОТНЫЕ, УПЛОТНЕННЫЕ, КАК БУДТО ИХ ЧАСТИЧКИ С СИЛОЙ СБЛИЗИЛИСЬ ДРУГ К ДРУГУ В ГРАВИТАЦИОННОМ ПОЛЕ МИКРОМИРА И НАХОДЯТСЯ В АДСКОМ НАПРЯЖЕНИИ ЭТИХ СИЛ, ТОЛСТЫЕ, ВЕСОМЫЕ В СВОЕЙ МАКРОМИРНОЙ МАТЕРИАЛЬНОСТИ, КАК КУСКИ ТЯЖЕЛОГО ТЕСТА. БРОШЕННЫЕ НА ПЛОСКОСТЬ. КОМПОЗИЦИЯ СПОКОЙНА, ВЕЛИЧАВАЯ, КРЕПКАЯ, МОНУМЕНТАЛЬНАЯ, ПИСЬМО СВОБОДНОЕ, УВЕРЕННОЕ".

Ю. А. НАШИВОЧНИКОВ

ОТ АВТОРА

Многие мои товарищи по студии-лаборатории "Храмовая Стена", да и сам её основатель Юрий Алексеевич Нашивочников, часто спрашивают меня:зачем я взялся за эту работу.нужна ли она.Полагаю,что нужна и время для этого пришло. Поэтому многое придется переосмыслить и объяснить заново, в первую очередь самому себе. Ю.А. Нашивочников, как ученый- эксперементатор в области искусствоведения, далеко ушел вперед в своих творческих работах о дальнейшем пути развития современного искусства. Работа его оперирует понятиями искусства высшего порядка.

Сложно разобраться в этом даже нам его ученикам, проведшим с ним не один год, работая под его руководством, помогая ему в его нелегком пути первопроходца. Мешает этому не до конца понятая идея его поисков, мешает тяжкий груз ненужных знаний и понятий, вводящие человека в штамп и уводящие от главной цели; особенно мешает собственный эгоизм, так называемый "генетический потолок" который можно приподнять или пробить только самому художнику. А разобраться надо. Ведь все свои работы, в общем - то Ю. А. Нашивочников написал для нас, своих учеников. Но чтобы понять и разобраться в его работах, мне пришлось вспомнить как это всё начиналось, с самого начала.

Цель же предлагаемой мною работы в общем проста: будучи на протяжении многих лет учеником Ю. А. Нашивочникова, участвуя в становлении разработанного им "Алгоритма ускоренного обучения искусству "Школы Храмовая Стена", я решил популярно рассказать о нашем Учителе и о созданной им Школе. "Алгоритм ускоренного обучения" состоит из системы упражнений, позволяющих ощутить, при выполнении этих заданий, настоящую правду Искусства - прекрасный в своей суровости, захватывающий дух реализм, без примесей какого бы то ни было дилетантства, вызывающего, по крайней мере недоумение, натурализма и слащаво-приторного эстетства.

В этой моей работе, с разрешения Юрия Алексеевича Нашивочникова использовать его собственные творческие разработки, я попытаюсь донести до читателя начальные замыслы его "Алгоритма". Надеюсь, что знания, заложенные в "Алгоритме", смогут помочь художникам в их творческом росте, а зрителям хоть немного разобраться в задачах, которые ставит перед собой современное искусство.

ВВЕДЕНИЕ

Произведение должно быть всегда истинным.
(О.А.Сидлин)

Человек и Природа. Человек и Вселенная. Роль и место человека в окружающем его мире. "Кто мы, откуда мы, куда мы идем?" - извечные вопросы человечества, ответы на которые и пытается отыскать Искусство, будучи одним из основных путей познания нашего истинного "Я". Человек во все времена старался передать свои мысли и чувства через музыку, танец, поэзию, изобразительное искусство. Чем искреннее слышит художник голос Природы, чем тоньше чувствует окружающую нас Гармонию, тем талантливее его творчество, пробуждающее самые сокровенные мысли и чувства зрителя. Настоящее искусство всегда окрыляет душу человека, приподнимая её над обыденностью, делая человека Человеком, а не придатком цивилизации. А техногенное искусство заглушает внутренний голос человека, голос самой Природы, отрывает его от своих корней, заставляя ощущать окружающий нас мир через разнообразные технологические приспособления, нарушает непосредственный контакт человека с Природой. Искренность, вдохновение искренностью, поэтизация чувств - вот что должно быть основой любого творчества. Уметь услышать свой внутренний голос, уметь радоваться любым проявлениям жизни и передавать это в своём творчестве - такие задачи ставят перед собой художники Школы "Храмовая Стена".

Школа "Храмовая Стена" была основана Юрием Алексеевичем Нашивочниковым в Ленинграде в 1976 году. На протяжении почти сорока лет Ю.А. Нашивочников был учеником одного из самых,пожалуй загадочных, даже для своих ближайших учеников, художника,создавшего свою самобытную школу живописи - Осипа Абрамовича Сидлина. Понять и расшифровать тайну знаний, переданных Учителем,дать им дальнейшую жизнь в современном искусстве такую задачу поставил перед собой Ю. А. Нашивочников. Для этого он организовал в 1976 году изостудию "Любительское объединение "Художник" при Д.К. им. Шелгунова, в состав которой вошли слепые и зрячие художники. В изостудии Юрий Алексеевич преподавал скульптуру, живопись и рисунок. Одновременно, разрабатывая систему обучения незрячих художников скульптуре, живописи и рисунку он создавал теорию искусства Школы "Храмовая Стена" в виде практических упражнений, подтверждающих его теоретические разработки. Тогда же был им создан из студийцев и ансамбль медитативной музыки "Стружка", преобразованный, впоследствии, в музыкальный ансамбль "Сказка".

Со временем изостудия превратилась в подлинную "Академию Искусств" со своей оригинальной системой обучения, названной "Алгоритм ускоренного обучения искусству Школы "Храмовая Стена", /в дальнейшем по тексту "Алгоритм". Система упражнений, разработанная Ю.А. Нашивочниковым в виде своеобразных заданий, поможет услышать голос произведения, способствует дальнейшему творческому росту художника, заставляя его ставить перед собой всё более сложные задачи в своём творчестве. "Алгоритм" помогает увидеть в окружающей нас Природе храм её души, живущей по высшим законам Вселенной, где глазам художника открывается и утренняя свежесть летнего дня, так мимолетно исчезающая в будничной суете повседневных забот, и чарующая красота золотой осени, и белоснежное волшебство российской зимы, и весеннее пробуждение природы с её волнующими, обостряющими чувства запахами...

Всё это выражено в первом слове нашего названия - "Храмовая". Второе слово составляющее название нашей Школы - это слово "Стена". В данном случае "Стена" является определением состояния качества произведения (термин разработан и обоснован Юрием Алексеевичем Нашивочниковым), автоматически возникающее через проявление картинной плоскости в рисунке и живописи. В скульптуре "Стена" выражается через сохранение фантома первоначального блока, как бы вынутого из стены храма и подвергнутого дальнейшей обработке.

Выявление свойств и состояние материала, из которого выполнено произведение, также обязательно входит в определение понятия "Стена". Такие задачи ставит Юрий Алексеевич Нашивочников перед своими учениками, помогая тем самым подниматься на новые ступени творческого роста, открывать для себя новые горизонты искусства. У Ю.А. Нашивочникова есть два подхода к процессу обучения искусству Школы "Храмовая Стена". Первый состоит в постепенном переходе с одной ступени освоения знаний на последующую.через систему упражнений, развивающих внутреннее видение, что придает уверенности в своих силах и помогает духовному становлению художника. Остальное - как техническое умение рисовать или ваять приходит автоматически, само собой, благодаря упражнениям из "Алгоритма". Второй подход заключается в том,что когда в студию приходит человек со своим нетрадиционным миропониманием, то есть родившийся готовым художником, и пронёсший и сохранивший это чувство не растраченным через года, то тогда Юрий Алексеевич направляет его по самостоятельному творческому пути.

В этот период обучения ему не рекомендуется читать литературу по искусству, посещать выставки и музеи, а надо стараться слушать свой внутренний голос и настроить его на созвучие с голосом Природы и попытаться передать эти ощущения через свои творческие работы. Юрий Алексеевич считает и много раз говорил нам это, что настоящий художник должен жить в искусстве по своим собственным творческим законам. Он должен каждый раз заново изобретать свои творческие примы в искусстве.

Я знаю всего несколько человек, которым Юрий Алексеевич советовал идти в искусстве этим путем. Но они не смогли воспринять его совет серьезно и практически отказывались от занятий изобразительным творчеством. Одни считали , что они заняты в жизни более серьезным делом, другим просто не хватило силы духа, они испугались душевного напряжения с каким приходится работать над произведением. Предлагался такой творческий путь и мне, когда я пришел в студию. Но через некоторое время я понял, что просто ничего не понимаю, что мы с Юрием Алексеевичем разговариваем, что называется на разных языках. Но ощущение того,что за этим всем стоит нечто могучее, вечное, ускользающее от моего понимания и в то же время , что-то очень близкое, трогающее самые сокровенные струны моей души, потребовало прекратить эти "прыжки на месте" и, бросив экспериментировать, я начал выполнять упражнения "Алгоритма".

Начал с самого начала, с первого его упражнения - "256 квадратов"... Теперь, пройдя некоторый путь обучения у Учителя, я, кажется, начинаю понимать его намерения: итог всех упражнений "Алгоритма" заключается в выходе на так называемый "голос произведения" т. е. необходимо настроить своё восприятие чувства прекрасного в резонанс с матрицей Вселенной. И тогда всё будет получаться легко и радостно, как бы само собой, передавая эту радость зрителям. Способности к творчеству заложены в каждом человеке со дня рождения .Другое дело как он ими распорядится и если он не осознает этого,то задача педагога довести ученика до "потолка", который генетически определен ему свыше. Если же педагог не справляется с этой задачей ,значит он не педагог и не имеет право называться этим словом. Хотя пробить "генетический потолок" педагогу невозможно. А вот приподнять этот "генетический потолок" сможет только сам художник в борьбе с собственным эгоизмом. Но это дело только самого художника.. /со слов Ю. А. Нашивочникова, февраль 2000г.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

"...что наша жизнь - игра!"
(А. С. Пушкин)

Занятие творчеством своей целеустремлённостью, своим азартом напоминает мне Игру, Игру, которая помогает человеку увидеть жизнь во всей её многогранности, понять, что законы творчества так же как и Игры подчиняются только высшему закону Вселенной - Его Величеству Случаю. Что бы попасть в случайность и, что более важно, оценить это попадание необходимо знать и чувствовать Законы, которыми оно, попадание, определяется. Только тогда художник сумеет ими оперировать, сможет лучше передавать свои мысли и чувства. Для помощи художнику в этой сфере деятельности и создан Ю. А. Нашивочниковым "Алгоритм ускоренного обучения искусству "Школа Храмовая Стена" который учит художника создавать каждое своё произведение по тем законам Игры, которые оно, произведение, ему диктует.

А для каждого художника, художественного направления, существуют в искусстве только свои правила игры.

Хотелось бы сказать, что художник может только на какое-то, очень ограниченное время находиться в так называемом "творческом потоке, под крылом вдохновения". Для этих мгновений он и подготавливает всю свою жизнь простого Homo sapiens со своими человеческими проблемами. Но когда художник творит, он совершает открытия, сравнимые по значению с наивысшими достижениями человеческой мысли. Но мы должны понимать, что как отражение в зеркале никогда не будет настоящей, полноценной жизнью, так и искусство всегда будет условно, вторично по отношению к реальному миру и здесь будет вполне уместен термин "Игра". Игра это величайшее достижение человеческого разума, необозримый полет человеческой фантазии. [* 10 см. примечание в конце книги]

ПОСЛЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ

"...но можно рукопись продать "

Противоположностью этих Игр, со знаком минус (-) есть Игра в зарабатывании денег на творческом поиске. Когда появляется Корысть со своими принципами и законами, то настоящее искусство отходит в тень. Надо откровенно признать, что коммерческая цель в искусстве, напрочь убивает творчество. Это не означает, что творческие работы нельзя продавать, наоборот, они, работы, должны идти к людям - это их предназначение. Творческая судьба художника заключается не в том, сколько он заработал денег на своих работах, а что он достиг на своём нелегком пути в искусстве. Здесь говорится о творческой цели искусства, а коммерция является антагонизмом искусства. Коммерция имеет свои правила игры и они не должны совпадать с правилами игры в искусстве. А судьба человека-художника заключается не сколько он заработал денег на своих работах, а как он духовно растет в своём творчестве.

Весь материал, представленный в этой работе, основан на "Алгоритме ускоренного обучения искусству Школы "Храмовая Стена", создан и разработан который Юрием Алексеевичем НАШИВОЧНИКОВЫМ и использован с его разрешения.

РАЗДЕЛ 1

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Часть 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ.

Качество цвета определяется его одухотворенностью.
О. А. Сидлин

Значение света и цвета в жизни человека велико и многообразно. Все что мы видим мы способны воспринимать только при помощи света и благодаря цвету. Проблемами цвета и света в настоящее время занимается целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изучает их с интересующей её точки зрения. Физику прежде всего интересует энергетика света и цвета; физиологию - процесс восприятия света человеческим глазом и Превращение света в цвет; психологию - воздействие цвета на психику и Способность его вызывать различные эмоции; биологию - значение и роль цвета в жизнедеятельности животных и растительных организмов. Совокупность наук, изучающих цвет с различных точек зрения, носит название НАУЧНОГО ЦВЕТО ВЕДЕНИЯ. ТЕОРИЯ ЦВЕТА как средства художественной выразительности не может обойтись без помощи научного цветоведения и, в некоторых случаях, без терминологии его методов. В изучении роли цвета в живописи необходимо взаимодействие различных наук, объединить которые поможет научное цветоведение.

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СВЕТА.

С научной точки зрения планета Земля, на которой мы обитаем, лишена света, и лишь исходящие от Солнца лучи делают всё, что нас окружает, видимым. Свет, таким образом, выступает в роли "ваятеля" всей зримой реальности. Свет, как известно, это поток электромагнитной энергии, излучаемой Солнцем. Свет распространяется в темноте, но не становится видимым, пока не отразится от чего- либо. Отражение световых лучей от поверхности подчиняется закону, открытому Исааком Ньютоном, который гласит, что "угол падения равен углу отражения". Мы способны видеть только при помощи отраженного света. Когда отраженные от объектов волны света попадают в наши глаза, они и создают ощущение света. При этом электромагнитные волны /видимого диапазона/ низкой частоты регистрируются мозгом как красный цвет, а волны высокой частоты регистрируются как фиолетовый цвет. Всякий раз когда вы смотрите на какой-либо цвет, вы должны осознавать, что это ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ЭНЕРГИЯ. И Вы начинаете рассматривать цвет как внешнее отражение внутреннего СВЕТА. Переходя из одной среды в другую, световые волны меняют скорость. Например.в водной среде свет распространяется медленнее, чем в воздушной среде. В результате световой луч преломляется и может вызвать искажения.

Карандаш, частично погруженный в стакан с водой, будет казаться деформированным; это происходит из-за того, что световой луч преломляется, переходя из воздушной среды в водяную.

СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ

Когда солнечный луч попадает на грань призмы ,то призма разлагает световую волну на семь цветов спектра.

Кроме Солнца, можно назвать ещё ряд светящихся тел, к примеру: раскалённые добела металлы, пламя свечи или спички и т.п. Все они излучают свет, но несколько иного свойства, чем солнечный. И при исследовании их спектров, они будут отличаться от спектра Солнца. Несветящиеся тела не излучают, а лишь отражают свет со своей поверхности. Индивидуальные особенности сочетания рассеивания и прямого отражения света определённой поверхностью находятся в зависимости от её характера, фактуры, позволяет же различать материал предмета по характеру его поверхности, по сочетанию бликов и теней, образующих вид его поверхности, по сочетанию бликов и теней, образу ющих вид его поверхности, одно только зрение.

В изобразительном искусстве передача качеств поверхности предмета наряду с его цветом, освещением, формой и положением в пространстве является одной из важнейших задач творчества. Окраску прозрачного тела определяют в основном те световые лучи, которые пропускаются телом. Если тело прозрачно, то падающий на него свет разделяется на три части: одна часть лучей проникает внутрь тела и там происходит так называемое избирательное поглощение; вторая часть лучей проницает тело насквозь; третья часть лучей отражается от поверхности. При этом отраженный свет независимо от окраски поверхности будет всегда белым. Вторая и третья части лучей создадут и придадут ему видимую окраску, присутствующую в прозрачном теле. Чем толще слой прозрачного вещества, тем заметнее различие между поглощаемыми и проходящими сквозь него лучами волн различной длины и тем более будет казаться окрашенным прозрачное тело. Этим и объясняется то, что тонкий слой лессировочной краски на белом грунте будет менее насыщенным, чем более толстый слой той же краски. Если тело непрозрачное, то белый свет падающий на него, частично поглощается и частично отражается телом.

Белый свет представляет собой световой поток, состоящий из волн различной длины. Разные поверхности встречают падающие на него лучи света неодинаково.При таком избирательном поглощении световых лучей поверхность получает определенную окраску, цвет. Соотношение показателей цветов, представляемых в наиболее известных исследованиях, позволило получить следующие средние величины длин волн в НАНОМЕТРАХ /нм/, единица которого равна одной миллиардной доле метра, Подавляющее большинство авторов за начало цветовой шкалы принимают длину волны, равную380 нм, а за её завершение длину волны равную 760 нм. Если ступени цвета выразить через длину волны в нанометрах, тогда увеличение интервалов между ступенями будет происхо дить от фиолетового тона в сторону красного цвета, в соответствии с естественным разложением белого цвета на цветовые тона /спектральные цвета/. В спектре дневного света нет пурпурного цвета, однако, на шкале цветоряда возможно принять его крайние положения за пурпур ные цвета. Холодный пурпурный будет предшествовать фиолетовому цвету, а теплый пурпурный займет место после красного и завершит цветоряд. Тем самым шкалу /спектр/ можно будет как бы свернуть в кольцо и представить как цветовой круг. Вместе с тем экватор шкалы - зелёный цвет желательно разделять на зелёный теплый и зелёный холодный.. В результате этого весь цветоряд разделится на теплые и холодные тона.

Красный 705 Оранжевый 61 б Желтый 580 Желто-зелёный 554 Зеленый 530
Зелено-голубой 517 Голубой 498 Синий 462 Фиолетовый 405 Пурпурный (хол.) 380 Пурпурный (тепл.) 760
ЭКВАТОР
Пурпур Фиолетовый Синий Голубой Зеленый Желтый Оранжевый Красный Пурпур.
Холод. _ ___Зел-голуб. Жел-зел_____ _______ Теплый

Наряду с предметами, имеющими свой цвет, т. е. хроматическими, мы наблюдаем также ахроматические /от греческого слова АХРОМОС - бесцветный/ предметы. Ахроматические предметы более или менее равномерно поглощают и отражают лучи всех длин волн. Такое поглощение и создает в сумме серый цвет. Ахроматические цвета обладают только одной характеристикой - светлотой, которая определяется количеством отраженного с поверхности света. Чисто белый цвет отражает все падающие на него лучи света. Чисто черный поглощает все лучи и не отражает ни одного из них. В зависимости от освещения и способности поверхности отражать свет в том или ином количестве можно составить постепенный ряд ахроматических тонов, начиная белым и кончая черным. Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют ряд, в котором можно выделить пять основных ступеней.

черный тёмно-серый серый светло-серый белый

Светлота зависит от количества отражаемой лучистой энергии. Из-за молекулярной структуры и пигментации каждого объекта лучи света смешиваются, поглощаются и отражаются с различными скоростями и интенсивностью. Объекты, которые кажутся темными, поглощают больше лучей света. Это поглощение и создает иллюзию более насыщенного и темного цвета. Более светлые объекты отражают больше света, создавая иллюзию блеска и яркости.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИИ И ЭНЕРГЕТИКУ ЧЕЛОВЕКА

Человек в процессе эволюции, воспринимая многоцветие окружающего мира, привык соотносить цвета с определёнными понятиями. Доказано,что цвета различно действуют на нашу нервную систему. Одни цвета успокаивают или возбуждают, другие вызывают ощущение тепла или холода, третьи- создают впечатление тяжести или лёгкости. Например: черная и коричневая окраска создают впечатление большой тяжести, чем предметы, окрашенные в белый или желтый цвета, (по Ф. Биррену). Предметы окрашенные в светлые и теплые цвета, как бы приближаются к нам и увеличиваются в объёме. Такие же предметы, окрашенные в темные и холодные цвета, отступают и уменьшаются. Наиболее "выступающим" является желтый цвет, а самый "отступающий"- синий. / Цвета являются символом тех или иных понятий или чувств: / Белый цвет символизирует чистоту, мудрость, божественность, цвет Начала и цвет Конца, обетованное будущее: когда все краски станут изнутри лучистыми, светлыми, прозрачными. Белый цвет это не столько белая краска.сколько единство цветов в их цельности и взаимопроникновении. Белый цвет -это цвет ЛОГОСА, который пришел на землю, чтобы просветить,спасти и преобразовать мир. Белый цвет- это совершенство и полнота. В геометрическом отношении он соответствует окружности.

Черный цвет у многих народов - цвет печали, зла, скорби, хотя может иметь различные и противоположные значения. Это цвет уплотнённого вещества, аналогичный четырехугольнику. Это цвет пустоты и отсутствия жизни, олицетворённых в падшем ангеле. Красный цвет символизирует радость, любовь, свободу, наконец это цвет жизни. Желтый цвет - цвет измены, разлуки и т. д. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Макс Люшер даже темперамент человека "окрасил" в определённые цвета. Так, например, для холерика более характерен красный цвет.для сангвиника - Желтый, для флегматика- зеленый, а для меланхолика синий. Мы так же используем цвета при описании нашего физического состояния, наших эмоций: "Вы все видете в розовом свете"; "Он покраснел от злости"; "Его бизнес пережил черную полосу"; "Они прямо позеленели от зависти"; "она вся серая от усталости"; "он весь посинел от холода"; и т. п.

ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА

Попробуем на основании работ о цвете врачей, художников и других исследователей составить приблизительную таблицу лечебного воздействия цвета на человека:

КРАСНЫЙ ЦВЕТ - обладает тепловым,тонизирующим эффектом;укрепляет память, зрение.

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ - действует омолаживающе, как цвет радости и мудрости; стимулирует общительность, регенерирует нервную и мышечную ткань; улучшает пищеварение.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - стимулирует умственные способности, зрение; обладает желчегонным эффектом; лечит бессонницу.

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ - как самый распространённый на нашей планете, он приводит в равновесие нашу энергию, оказывает успокаивающее действие, нормализует сердечную деятельность, стабилизирует артериальное давление.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ - оказывает охлаждающее и успокаивающее действие, нормализует сердечную деятельность; снижает аппетит, оказывает антисептический эффект; лечит заболевания гортани, близорукость, ревматизм; используется для пробуждения интуиции и вдохновения.

СИНИЙ ЦВЕТ - обладает антисептическим, бактерицидным действием и Используется при лечении психических заболеваний (истерии, шизофрении), может пробуждать преданность и интуицию.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ - помогает сбалансировать физическую и духовную энергию; стимулирует вдохновение и скромность;облегчает течение простудных заболеваний.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ - содержа в себе весь световой спектр, является укрепляющим цветом; оказывает очищающее влияние на всю энергетическую систему человека; он может пробудить великое творчество; усиливает эффект любого цвета, вместе с которым используется.

ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ - так же содержит весь световой спектр, но зачастую приводит в смятение, однако его влияние бывает благотворным;является защитным цветом; может использоваться для успокоения слишком чувствительных людей.

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТ - мощный стимулятор иммунной системы; может пробуждать энтузиазм.

СЕРЕБРЯНЫЙ ЦВЕТ - помогает человеку раскрыть и применить своё творческое воображение.

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ - помогает пробудить здравый смысл и проницательность; вернуть человека "обратно на землю"; он эффективен в случае отрыва от действительности.

ЧАКРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭНЕРГЕТИКУ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ЦВЕТ

Существует целый ряд энергетических полей, которые окружают физическое тело или излучаются им. Человеческое тело состоит из множества энергетических полей: световых, электрических,тепловых,звуковых, магнитных, и электромагнитных. Основным связующим звеном всей энергии, поступающей в тело и излучаемой им, являются чакры. Слово чакра имеет санскритское происхождение и означает "колесо". Чакры связывают тонкие энергетические поля, окружающие тело, с соматической активностью самого тела. Современная наука показала, что в тех областях тела, где традиционно расположены чакры, регистрируется более сильное электромагнитное излучение. Чакры помогают телу распределять энергию для выполнения им различных физических, эмоциональных, ментальных и духовных функций. Всего в человеческом теле существует семь основных чакр - точек большой электромагнитной активности в поле ауры.

  1. ЧАКРА В ОСНОВАНИИ ПОЗВОНОЧНИКА. (КРАСНЫЙ ЦВЕТ): Это центр основной жизненной силы; связан с функциями кровеносной системы. Чрезмерно активная чакра пробуждает физическую агрессивность, воинственность, повышенную активность, неугомонность, навязчивую сексуальность. Недостаточно активная чакра пробуждает склонность к манипулированию, чрезмерную осторожность, чрезмерную утомляемость, потребность в одобрении. Недостаточно активная чакра пробуждает склонность к манипулированию, чрезмерную осторожность, чрезмерную утомляемость, потребность в одобрении.
  2. ЧАКРА В ОБЛАСТИ СЕЛЕЗЕНКИ (ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ). Это важный центр детоксикации тела; влияет на систему выделения и всю мышечную систему. Чрезмерно активная чакра пробуждает эгоизм, высокомерие, похотливость, чрезмерную гордыню или чванство, постоянную жажду власти. Недостаточно активная чакра пробуждает недоверие к другим людям, беспокойство о том, что думают о нём другие, необщительность, следование за толпой.
  3. ЧАКРА В ОБЛАСТИ СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ (ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ). Помогает телу усваивать питательные вещества. Этот энергетический центр связан с уровнем сознания, который способен открыть в нас экстрасенсорную восприимчивость (способность переживать чувства и эмоции других людей). Это центр психических впечатлений. В случае его стимуляции привносит осознание талантов и способностей других людей. Чрезмерно активная чакра пробуждает придирчивость и критичность, хвастовство своими умственными способностями, мечтательность и отсутствие действий, упрямство, потребность в постоянных переменах и разнообразии. Недостаточно активная чакра привносит ощущение непризнанности, развивает отчужденность, боязнь учиться чему-либо новому.
  4. ЧАКРА В ОБЛАСТИ СЕРДЦА (ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ). Оказывает влияние на деятельность иммунной системы; связана с деятельностью сердца, деятельностью лёгких и системы кровообращения; этот энергетический центр связывает и приводит в равновесие активность остальных чакр; он связан с тем уровнем сознания, который пробуждает высшее сострадание. Чрезмерно активная чакра пробуждает злость, ревность, желание обвинить во всём других людей, скупость, чрезмерную самоуверенность, способствует намеренному созданию ситуаций, при которых вас могут перехитрить или обмануть. Недостаточно активная чакра пробуждает потребность в постоянном подтверждении собственной ценности, неуверенность, неспособность проявить волю, сомнения в себе, ощущение, что вас не любят; несострадательность.
  5. ЧАКРА В ОБЛАСТИ ГОРЛА {ГОЛУБОЙ ЦВЕТ). Связана с деятельностью пищевода, горла, рта, зубов, щитовидной железы; оказывает сильное влияние на дыхательную систему, на голосовой аппарат; связана также с деятельностью правого полушария мозга и творческими функциями мозга; позволяет постичь истинные законы природных явлений. Чрезмерно активная чакра пробуждает властность и догматичность, чрезмерные реакции, стремления к негативным и резким высказываниям, стремление цепляться за традиции. Недостаточно активная чакра побуждает к подчинению другим, к сопротивлению переменам, меланхолии и замедленным реакциям, упрямству.
  6. ЧАКРА В ОБЛАСТИ МЕЖБРОВЬЯ (СИНИЙ ЦВЕТ). Оказывает влияние на деятельность гипофиза и эндокринной системы; связана с иммунной системой; влияет на пазухи, глаза, уши и лицо в целом, а также на магнетизм тела; контролирует интуитивное восприятие, творческое восприятие и способность вызывать зрительные образы. Чрезмерно активная чакра пробуждает тревожность, боязливость, стремление к принижению действий других людей, жажду блуждания в пространстве. Недостаточно активная чакра пробуждает склонность к сомнениям, зависть к талантам других, забывчивость, суеверность, беспокойность.
  7. ЧАКРА В ОБЛАСТИ МАКУШКИ (ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ). Оказывает влияние на деятельность нервной системы; связана с тем уровнем подсознания, который имеет связь с нашей духовной сущностью и помогает нам действовать заодно с высшими силами Вселенной, представляет собой связь с прошлыми воплощениями и их воздействием на нас в настоящем. Чрезмерно активная чакра пробуждает потребность чувствовать себя популярным и необходимым, потребность в сочувствии, яркое эротическое воображение. Недостаточно активная чакра пробуждает ощущение, что вас неправильно понимают, стыдливость, самоотречение, нечуткость. Цветовая терапия не предназначена для того, чтобы заменить традиционную медицину. Каждый человек имеет собственную, уникальную энергетическую систему. Поэтому цвета, сочетания цветов и способ их применения следует всегда приспосабливать к конкретному человеку. Хотелось бы, чтобы эти сведения помогли художникам подобрать в своих работах оптимальную цветовую гамму для лучшей передачи замысла произведения, а также помогли учитывать влияние этой гаммы на зрителя, на его настроение.

Искусство "Школы Храмовая Стена" опирается в основном на цвета верхних чакр, лишённых агрессивности и эгоизма, которые присущи цветам нижних чакр.

Часть 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА

Перед началом выполнения заданий по цветоведению необходимо выполнить несколько вводных упражнений, помогающих определить технические возможности работы с цветными карандашами, так как все работы по цветоведению выполняются в основном цветными карандашами. Преимущество цветных карандашей перед другими художественными материалами заключается в том, что они наиболее полно отвечают требованиям при выполнении заданий по цветоведению: они послушны в работе, легко выдерживают многократное наложение одного цвета на другой, со временем не изменяют цвет.

УПРАЖНЕНИЕ 1.
Берётся лист ватмана размером А2 и делится на 256 (16х16) клеток квадратной или прямоугольной формы. Необходимо каждую клетку закрасить цветными карандашами так, чтобы получившийся цвет не был похож на цвета других клеток на этом листе. Для этого вам понадобится неоднократно перекрывать получившийся цвет другими цветами. Работа производится произвольно по всему листу. Последовательность выбора карандашей так же происходит произвольно, как бы из-за спины, не глядя.

УПРАЖНЕНИЕ 2.
Работа продолжается на листе с выполненным первым заданием. Берётся небольшой лист бумаги чёрного цвета и на нём вырезается окошко, соответствующее размеру 6-ти клеток из первого задания. Путём произвольного наложения чёрного листа с вырезанным окошком на лист с выполненным первым заданием получается сектор с шестью клетками. Работа производится в этом секторе. В нём выбирается наиболее дисгармоничный на ваш взгляд цвет клетки и путём наложения другого цвета на эту клетку или на окружающие её клетки, весь сектор приводится к гармонии. Эта работа продолжается произвольно по всему листу.

УПРАЖНЕНИЕ 3.
Взять лист ватмана размером А2 и нанести на него сетку из 256 клеток, повторить задание первого упражнения, только вместо набора цветных карандашей использовать карандаш одного цвета по желанию. Работа производится так, чтобы у каждой клетки при помощи разности тональных отношений образовался свой цвет.

УПРАЖНЕНИЕ 4.
Взять лист ватмана размером 0.5 А4, на него нанести сетку из 16 (4х4) клеток. Чтобы линии границ клеток получились чёткими, их необходимо провести по линейке авторучкой или фломастером. В каждой клетке изображается какой-либо локальный цвет одного из окружающих нас предметов. Необходимо передать этот цвет как можно точнее. Проверка задания проводится путём непосредственного сопоставления цвета выбранного предмета с выполненной работой.

ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЯ: развитие вашего цветовосприятия, что позволит увидеть новые цвета в окружающем мире и расширит технические возможности при работе с цветными карандашами. Дополнительный эффект: упражнение успокаивает нервную систему, придаёт уверенность в своих силах. Задания выполняются с максимальным творческим напряжением. При выполнении работ полностью исключается такое понятие, как учебная работа. Необходимо, чтобы каждая последующая работа была шагом в развитии вашего творческого потенциала. Желательно, чтобы параллельно с выполнением упражнений по цветоведению и другим дисциплинам "Алгоритма Школы "Храмовая Стена" вы вели и творческие работы, используя полученные знания.

ГЛАВА 1. ЦВЕТОВОЙ ТОН. СВЕТЛОТА. НАСЫЩЕННОСТЬ. ЯРКОСТЬ

Найти краски, которыми надо писать, - это вопрос ремесла, а определить ту или иную цветовую гамму для работы - это вопрос мастерства.
(О. А. Сидлин)

  1. ЦВЕТОВОЙ ТОН, ПРИЗНАК ПО КОТОРОМУ ОДИН ЦВЕТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГОГО
    Из всей палитры особенно выделяются три цвета: КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ. Они являются основными цветами палитры, и их нельзя получить опытным путём - путём смешивания. Все остальные колера палитры можно получить смешиванием, наложением этих основных цветов. При взаимном смешивании основных цветов происходит уничтожение цвета, образуется СЕРЫЙ ЦВЕТ. Эти свойства основных цветов необходимо учитывать в работе с цветовым кругом, с так называемой "ПАЛИТРОЙ ДЕЛАКРУА". Цветовой круг "Палитра Делакруа" содержит:
    1. Круг основных цветов: КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, СИНИЙ.
    2. Круг контрастных цветов:
      а) малый круг контрастных цветов: ЖЁЛТЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ /ЛИЛОВЫЙ/ СИНИЙ ЗЕЛЁНЫЙ
      б) большой круг контрастных цветов: ЖЕЛТЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЕЛТО-ОРАНЖЕВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ОРАНЖЕВО-КРАСНЫЙ КРАСНЫЙ КРАСНО-ФИОЛЕТОВЫЙ.
      При смешивании всех цветов получается СЕРЫЙ ФИОЛЕТОВО-СИНИЙ СИНИЙ СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЗЕЛЕНО-ЖЕЛТЫЙ
      ЗАДАНИЕ: изобразить малый круг контрастных цветов, а затем : 1. Перевести цвета этого круга в: а) красную, б) синюю, в) желтую гамму при выполнении задания можно использовать цветные фильтры 2. Перевести цвета круга в один и тот же цветовой тон т.е. в серый цвет.
    3. НАСЫЩЕННОСТЬ, МЕГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ СПЕКТРА. ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОЛИЧЕСТВОМ СЕРОГО ЦВЕТА В КОЛЕРЕ.
      ЗАДАНИЕ: Изобразить малый круг контрастных цветов:
      а) стараясь приблизить его колера по чистоте к спектральному цвету;
      б) как можно более насытить колера серым цветом т.е. сделать их как можно более грязнее.
  2. СВЕТЛОТА, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ СВЕТОСИЛЫ
    /светлый, тёмный/.
    ЗАДАНИЕ: Изобразить малый круг контрастных цветов в:
    а) очень светлой ,равномерной по светлоте гамме;
    б) очень тёмной, равномерной по светлоте гамме;
    в) перевести его колера в один и тот же цветовой тон и в одну и ту же светлоту, последовательно работая над наиболее "выпадающими" колерами.
  3. ЯРКОСТЬ, ПРИБЛИЖЕНИЕ КОЛЕРА К СПЕКТРАЛЬНОМУ ЦВЕТУ. КАРТИНА НАЧИНАЕТ ИЗЛУЧАТЬ ВНУТРЕННИЙ СВЕТ.
    С физической точки зрения яркость поверхности определяется по её отражающей силе и количеству света падающего на эту поверхность. Яркость или освещенность кажутся нам свойствами самого предмета. Относительная степень яркости характеризуется внутренним явлением свечения предмета. Одним из условий восприятия свечения является то, что предмет должен обладать соотношением яркостей, которое намного 'превышало бы шкалу, установленную для остального зрительного поля. В равномерно освещенном предмете невозможно увидеть откуда он получает свою яркость. Его освещенность кажется свойством внутренне присущим самому предмету. Существует двойное соотношение яркости и цвета - одна из них принадлежит самому предмету, а другая как бы наброшена на неё. Нижний слой будет называться предметной яркостью, а верхний слой - освещением. Таким образом, понимание освещения не заключает в себе ссылки на действительный источник света. Верхний слой, который был назван освещением, представляет собой как бы просвечивающую пленку. Сквозь неё проступает цвет и яркость предмета. Следует отметить, что наличие степеней яркости и цвета, принадлежащих самому предмету, есть явление чисто психологическое. Глаз не может различить силу отражения и силу излучения. Для того, чтобы глаз смог отличить освещённость предметов от их яркости, должны выполняться два условия: 1) все соотношения яркостей в следствии освещения должны суммироваться в визуально простую, единую систему 2) структурные модели двух систем не должны совпадать

Яркости очень большое внимание уделялось в "Школе Сидлина". О.А. Сидлин часто говорил: зачем думать о светосиле предметов т. е. рассуждать о том, что темнее и что светлее, лучше и правильнее думать об их яркости. Правильнее рассуждать и мыслить степенью яркости. Это является более правильным и более удобным, так как не степень светлоты решает проблему произведения, а степень яркости. Яркость тона и яркость цвета совпадают, поэтому различие только в яркости цвета создают уже впечатление различия в тоне. Из дневниковых записей Ю.А. Нашивочникова за 1958 г.

Для выполнения последующих заданий берётся лист ватмана 0,5 А4 и на нем наносится сетка из 16 клеток (4х4 клетки). Линии сеток приводятся по линейке чётко и ясно, можно авторучкой, фломастером и т.д. ЗАДАНИЕ: цветовой круг "Палитра Делакруа" используется художниками в практической работе с красками для получения нужного колера или же уничтожения посредством перевода его в серый цвет с последующим нанесением другого колера. Выполнив упражнения этого задания вы приобретете практические навыки и научитесь выбирать, в зависимости от творческого замысла цветовую и тоновую гаммы для своих работ, овладеете способом как минимальными средствами максимально расширить свою цветовую палитру.

УПРАЖНЕНИЕ 1.
Изобразить на получившимся листе локальный цвет любого вами выбранного предмета, изображая в каждой клетке один из увиденных вами оттенков локального цвета этого предмета. Стараться сохранить его общий локальный цвет.
а) объектом изображения избирается предмет как можно светлее по тону. Например: белый потолок или светло выкрашенная стена, можно использовать светлые предметы в натюрморте;
б) объектом изображения избирается предмет как можно темнее по тону;

УПРАЖНЕНИЕ 2.
Взять лист цветной бумаги одного размера с рабочим листом белой бумаги А4 и на нем нанести 16 клеток (4х4).Постараться воспроизвести различие цвета клеток, получившихся на цветной бумаге, сохраняя общий цвет этой цветной бумаги.

УПРАЖНЕНИЕ 3.
Выполнить три пейзажа с натуры, но можно и "свободно", творчески скопировать с репродукции. Задание выполняется на тонированной бумаге серой, красной, голубой или иных цветов. Бумага тонируется акварельными красками или цветными карандашами.

УПРАЖНЕНИЕ 4.
Нарисовать с натуры три натюрморта со специально поставленных для этой цели постановок или же по воображению:
а) в светло- голубой гамме;
б) в темно - зеленой гамме;
в) в спектрально-чистых цветах.

УПРАЖНЕНИЕ 5.
Выполнить один пейзаж и натюрморт сделанных не в гамме, а затем, путём перевода получившихся колеров в серый цвет получить так называемую "классическую монохромку". "Классическая монохромка" пишется всеми красками палитры.

Все эти упражнения, как показывает опыт, рекомендуется выполнять последовательно и желательно на небольших форматах бумаги, не более 0,5 А4, так как цель этих упражнений заключается в быстроте освоения материала, а большие размеры работ только будут этому препятствовать. Все работы производятся только цветными карандашами.

ГЛАВА 2. КРУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ. ЦВЕТОВОЙ КРУГ НЬЮТОНА.

Английскому учёному И. Ньютону удалось разложить луч солнечного света, пропустив его через трехгранную стеклянную призму на экран. Возник эффект радуги. Как известно в спектре радуги отсутствует пурпурный цвет. Но если принять края солнечного спектра за пурпурные цвета, то тогда можно будет как бы свернуть шкалу цветоряда (спектр радуги) в кольцо. Получится так называемый цветовой круг Ньютона, или круг дополнительных цветов.

Основные цвета спектра располагаются следующим образом:

  1. КРАСНЫЙ
  2. ОРАНЖЕВЫЙ
  3. ЖЕЛТЫЙ
  4. ЖЕЛТО-ЗЕЛЁНЫЙ
  5. ЗЕЛЕНЫЙ
  6. ЗЕЛЕНО-ГОЛУБОЙ
  7. ГОЛУБОЙ /БИРЮЗОВЫЙ/
  8. СИНИЙ
  9. ФИОЛЕТОВЫЙ
  10. ПУРПУРНЫЙ /ЛИЛОВЫЙ/

Кроме спектральных цветов в природе существуют пурпурные цвета, которых нет в солнечном спектре. Они возникают в результате оптического смешивания красного и фиолетового цветов. Расположенные по кругу, эти спектральные цвета образуют между собой круг дополнительных цветов, где противоположные, противолежащие друг против друга в этом круге цвета образуют парности называемые взаимнодополнительными. Цветовой круг Ньютона (круг дополнительных цветов) необходим художнику при оптической работе с красками в произведении и эти особенности цветового круга Ньютона, круга дополнительных цветов, не надо смешивать с механической работой красками, когда используют свойства цветового круга "Палитра Делакруа". При работе с цветовым кругом Ньютона необходимо учитывать, что в цветовом круге "Палитра Делакруа" противолежащие цвета служат для перевода цвета в ахроматический цвет, а парности цветового круга дополнительных цветов служат для выявления гармонии цветовых отношений в произведении и смещены относительно цветового круга "Палитра Делакруа".

Многочисленными опытами было доказано, что гармоническими цветами являются цвета противоположные друг другу в цветовом круге Ньютона, т.е. парности в цветовом круге дополнительных цветов, причём одному цвету гармонируют сразу три противоположных цвета. Например: желтому цвету гармонируют фиолетовый, синий, голубой. Добавление же пятого цвета вносит в работу дисгармонию. Это правило может служить для практического применения во время поиска нужного цвета вводимого в колорит картины, или определения дисгармоничного колера, чтобы перевести его с помощью цветового круга "Палитра Делакруа" в гармоничный цвет, определяемый при помощи цветового круга Ньютона. Этот способ существует как подсказка для художника, в основном же надо развивать собственное чувство цветовой гармонии, чтобы как можно реже обращаться к нему. Но иногда, в запутанных ситуациях нелишне будет обратиться и к этому способу установления цветовой гармонии в картине. Есть ещё одна существенная разница между этими двумя цветовыми кругами: если при взаимном смешивании всех цветов в цветовом круге "Палитра Делакруа" получается СЕРЫЙ цвет, то в оптическом цветовом круге Ньютона при взаимном смешивании всех цветов получается БЕЛЫЙ цвет. * Для освоения знаний, полученных при изучении цветового круга "Палитра Делакруа" и цветового круга Ньютона (круга дополнительных цветов) необходимо выполнить ряд упражнений основанных на совместной работе с этими цветовыми кругами.

УПРАЖНЕНИЕ 1. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ФОНА НА КАРТИНУ

Во время работы над картиной необходимо учитывать цвет фона, на котором она будет размещаться. Оптически он (фон) будет влиять на её цветовое решение. Так как два одинаковых цвета, лежащих рядом, нейтрализуют друг друга, то, чтобы устранить влияние фона на картину, она должна быть написана в той гамме, которая доминирует в окружающей среде. Для выполнения задания используется натюрморт, выполненный в системе больших отношений, (максимальное обобщение предметов натюрморта, когда изображаются только локальные цвета предметов без нюансов), на небольшом листе бумаги, примерно А4. На основе этого натюрморта проводится вся работа этого задания. В натюрморте обязательно должен присутствовать предмет или драпировка белого цвета.

Работа выполняется только цветными карандашами. Задание: за образец берётся натюрморт обязательно с предметом белого цвета, а по образцу пишутся натюрморты, при этом белый цвет в натюрморте заменяется или зелёным или синим или желтым или серым цветом, а можно выполнить это задание и с каждым цветом спектра. Натюрморты выполняются в той цветовой гамме в которой выполнен предмет белого цвета. Затем подбирается такой цвет фона, который сможет уничтожить получившуюся во время работы цветовую гамму, т.е. чтобы белый цвет предмета в натюрморте выглядел именно белым.. Выполненная работа проверяется подбором цвета фона при помощи цветового круга Ньютона, например: если на работу, выполненную в синей гамме и на синем фоне, который нейтрализует синий цвет гаммы произведения, наложить противоположный, найденный при помощи цветового круга Ньютона желтый фон, то на выполненной работе обнаружится синий налет цвета гаммы.

УПРАЖНЕНИЕ 2. НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА КАРТИНУ , ВЫПОЛНЕННУЮ НЕ В ГАММЕ

Работа выполняется при помощи цветового круга Ньютона (круг дополнительных цветов) и цветового круга "Палитра Делакруа" (круг основных цветов). На картину, написанную не в гамме, оптически влияет окружающий фон, создавая на картине иллюзорно цветовую гамму противоположного, по цветовому кругу дополнительных цветов, фону цвета. Эта гамма определяется при помощи цветового круга Ньютона, которая уничтожается с помощью цветового круга "Палитра Делакруа". Работа проверяется наложением нейтрального фона. Например: на оранжевом фоне картина приобретает оптически (по цветовому кругу Ньютона) голубой оттенок, который уничтожается (по цветовому кругу основных цветов) красным налетом.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Изобразить натюрморт в различных по светлоте тональностях так, чтобы белый цвет предмета в натюрморте смотрелся белым цветом и был камертоном для работы.

  1. Работа выполняется в как можно более светлой гамме.
  2. Работа выполняется в средней гамме по тональности
  3. Работа выполняется в как можно более тёмной гамме.
    а) простым карандашом;
    б) цветными карандашами.

Главная цель этих упражнений - почувствовать влияние окружающих цветов фона на картину и стараться использовать эти знания во время работы для более гармоничной связи произведения с окружающей средой. Выполняя эти задания, вы приобретаете тем самым практические навыки работы с цветом, с красками, научитесь минимальными средствами максимально обогащать свою палитру, разовьёте чувствительность глаз к многоцветное(tm) окружающего мира, научитесь переводить один цвет в другой, выбирать в зависимости от замысла цветовую и световую гаммы для своих работ, а так же определять фальшивый цвет в работе и суметь определить способ его исправления.

Вы познакомились в этих главах с практикой применения цвета и выбора необходимой цветовой гаммы для ваших работ. А теперь... необычный совет - постарайтесь все это забыть. Почему ? Да потому, что нельзя останавливаться, делать фетиш из какого- либо технического приёма. Необходимо идти дальше, открывать новые пути в неведомое. А приобретенные вами знания, когда им придёт срок, помогут вам в этом.

"ЭФФЕКТ ЗАВЕРШЁННОСТИ"

Обучаясь у Юрия Алексеевича Нашивочникова, ученики его и те художники, кто просто приносил ему на консультацию свои работы, всегда сталкивались с неким "тайным знанием", которым обладает Учитель и которое позволяло ему легко и непринужденно разделять работы на "произведение", "шедевр" и "непроизведение".

На все возражения и объяснения автора у Юрия Алексеевича всегда находились убедительные доказательства, приводимые на примере сравнения с другой работой или доведения этой же работы "до кондиции", до возникновения "момента законченности", когда в произведении наступает такое состояние, когда нельзя ничего не прибавить и не убавить. И тогда начинается настоящее таинство - картина оживает и начинает жить самостоятельной жизнью.

Для этого в работе выбирается особое место, причем не обязательно самое слабое, при исправлении которого вдруг, внезапно,происходило чудо - работа озаряясь внутренним светом, оказывалась законченной. Иногда произведение требует и два и три прикосновения, подобных "укусу камара", но не более. Этот эффект в Школе "Храмовая Стена" называется "эффектом завершенности". Он связан не только с моментом законченности работы, но и сопровождается чувством особого подъема, приливом сил, вдохновенностью. Но "эффект завершенности" не меняет живописную систему работы, а, действуя лишь в ее пределах, завершает, достраивает произведение.

Иначе говоря, работа не выходит из достигнутого художником его эволюционного уровня творчества. Впоследствии, когда "эффект завершенности" достаточно хорошо был освоен, Юрий Алексеевич обучал нас, как перевести работу в другую, более высокую живописную систему, т.е. как перейти своим творчеством на следующий эволюционный уровень. Простота подобного метода создания произведения минимальными средствами вызывала у некоторых учеников необоснованное чувство самоуверенности, эгоизма, что-де и я так умею, и я все это видел и знаю, только не хватило "чуть-чуть", и у меня получилось бы тоже самое.

Этим самым умаляется роль Учителя, который разговаривал с учеником на его творческом уровне, не подавляя его своим авторитетом и знаниями, который хотел сделать из нас, своих учеников, настоящих художников, с которыми можно было бы ему разговаривать "не просто про искусство", а на том уровне, где начинается настоящее творчество. И ради этого он старался хоть немного, хоть "за уши", хоть на "чуть-чуть", но приподнять ученика над его собственным "ЭГО", чтобы показать ему, что такое настоящее искусство и для чего оно существует. За все это мы ему безмерно благодарны.

"Эффект завершенности" предполагает различные уровни законченности произведений, что убедительно доказал и обосновал в своей работе "Шкала Успеха" Юрий Алексеевич Нашивочников. Все зависит от эволюционного уровня художника, приподнять который сможет только он сам. Приведу такой пример из собственной жизни. Однажды, где-то после 2-х-3-х лет занятий у Юрия Алексеевича, почувствовав свои силы, я попытался поспорить с ним о достижении законченности произведения своим, отличным от его предложенного варианта способом, и, надо сказать, небезуспешно.

Я даже внутренне почувствовал равенство с ним в понимании принципов искусства. Но, придя на следующее занятие, я вдруг обнаружил, что уровень осознания искусства Учителем резко изменился по сравнению с моим пониманием, что он находится где-то далеко на чуть видимом горизонте и оперирует категориями едва мне понятными, и мне опять придется преодолевать "холмы и овраги", чтобы приблизиться к его пониманию такого сложного мира Искусства.

И такое, надо сказать, происходило неоднократно. Чем ближе мы приближались к Учителю, тем все дальше уходил он, как бы заманивая нас в этот прекрасный мир. Этот путь познания выразился в его труде "Шкала Успеха". Все это убедительно доказывает, что видение настоящего творчества присутствует в душе каждого человека, что чувство гармонии, чувство меры заложено в каждом человеке с самого его рождения. Надо только немного "поскоблить" нашу душу, очистить её от воздействия суеты окружающего нас мира, чтобы заново увидеть красоту Природы, услышать её голос, вспомнить, что все мы - её дети.

И, конечно, в системе обучения "Школа Храмовая Стена", которую создал и по которой учил нас Юрий Алексеевич Нашивочников, существует тайна творчества, переданная ему его Учителем - Осипом Абрамовичем Сидлиным. Тайна эта заключается в том, что как надо трепетно, искренне любить жизнь во всех её проявлениях, чувствовать гармонию, соразмерность во всём окружающем мире, и суметь использовать это в своих работах. Расшифровке и объяснению этой великой тайны жизни - гармонии и соразмерности - посвятил Юрий Алексеевич Нашивочников свой труд, названный "Алгоритм ускоренного обучения искусству "Школа Храмовая Стена".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Р.Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974
  2. К. Градова, В. Гутина. Театральный костюм. М., 1976
  3. А. Зайцев. Наука о цвете и живопись. М., 1986
  4. Е. Зонкенштраль. Цветоведение. М., 1961
  5. В. Кандинский. Точка и линия на плоскости. СПб., 2001
  6. П. Кудин. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. СПб., 1997
  7. К. Петров-Водкин. Пространство Эвклида. СПб., 2000
  8. А. Потапчук, Г. Лукина. Фитбол - гимнастика в дошкольном возрасте. СПб., 1999
  9. Архимандрит Рафаил. О языке провославной иконы. СПб., 1997
  10. Т. Эндрюс. Искусство лечить цветом. М., 1997


Далее >>