Слепой художник

Музей Лины По

Музей Лины По

Все двенадцать лет творчества Лина По жила в напряжении. Организм ее был ослаблен. К старым болезням прибавлялись новые. В ноябре 1948 года Лина Михайловна была вынуждена лечь на операцию. Ее оперировал известный в Москве специалист профессор Александров. Старался сделать все возможное... Но 26 ноября Лина По скончалась. На гражданскую панихиду в Московский Союз, советских художников 29 ноября пришли многочисленные почитатели ее таланта.

В некрологе, опубликованном 4 декабря в газете "Советское искусство", А. Герасимов, С. Герасимов, В. Мухина, С. Коненков, С. Лебедева, Н. Томский, С. Меркуров и другие представители советского изобразительного искусства дали высокую оценку творчества Л. М. По. Некролог заканчивается словами: "Память о ней, о ее творческом подвиге неизгладима".

С горечью узнав о смерти Лины Михайловны из сообщения, напечатанного 28 ноября в газете "Известия", академик В. П. Филатов написал "Реквием":

Угас твой друг! Разбит сосуд хрустальный?
Жизнь унесла осенняя гроза.
И ты стоишь, бессильный и печальный,
И горькая в очах дрожит слеза...

В комнате, где вместе с сестрами жила Лина Михайловна, остались почти все ее работы. Только немногие из них к этому времени были в музеях Москвы, Киева, Астрахани и нескольких других городов. Вскоре после смерти скульптора, в декабре 1948 года, в Центральном Доме работников искусств СССР открылась первая в истории театра выставка "Русский балет в изобразительном искусстве", в экспозицию которой вошли лучшие на эту тему произведения живописи, скульптуры и графики из собраний крупнейших музеев и частных коллекций, созданные за 150 лет от восемнадцатого века до середины 40-х годов двадцатого. Здесь были портреты замечательных балерин, современниц А. С. Пушкина, - Авдотьи Истоминой, Екатерины Телешовой, Татьяны Глушковской и Екатерины Сонковской; зарисовки знаменитой Тальони в балетах "Сильфида", "Гитана" и "Дева Дуная", выполненные академиком П. Васиным; эскизы декораций и костюмов к балетным спектаклям; данные А. Бенуа, В. Серовым, М. Добужинским, К. Коровиным, А. Головиным, Л. Бакстом, К. Юоном и другими крупнейшими мастерами живописи; скульптуры С. Судьбинина, В. Мухиной, Е. Янсон-Манизер, Н. Данько, И. Слонима.

Почетное место на этой интереснейшей выставке заняла "Танцевальная сюита" Л. М. По. С тех пор до 1963 года ее произведения не выставлялись. При жизни Лины Михайловны о ней много писали в газетах и журналах. Но эти заметки, статьи и очерки в подавляющем большинстве своем не основаны на достаточно глубоком, профессиональном анализе отдельных произведений скульптора и ее творчества в целом: во многих из них встречаешь фактические противоречия и домыслы.

Из этого потока следует выделить как наиболее серьезные статьи искусствоведов В. Мещериной и Вл. Толстого, очерк Т. Щепкиной-Куперник "Воля к жизни", опубликованные в различных московских изданиях 1937-1947 годов.

Впоследствии самой значительной была статья И. Грабаря, Л. Капицы и С. Коненкова "Подвиг человека, подвиг художника", написанная к пятилетию со дня смерти балерины-скульптора и опубликованная 16 февраля 1954 года в газете "Советская культура". Впервые авторитетнейшие советские ученые и художники глубоко обоснованно подняли на достойную высоту жизненный и творческий подвиг Л. М. По, дали краткий искусствоведческий анализ отдельных произведений и основной совокупности ее работ.

"Подвиг человека, подвиг художника" положила начало утверждению общественного мнения в мысли о необходимости увековечивания памяти о Лине По. Статья вызвала множество откликов. "С глубоким волнением и чувством гордости за советского человека прочитали мы, группа офицеров, статью "Подвиг человека, подвиг художника"... Имя героической советской женщины, пережившей суровые испытания, преодолевшей тяжкий недуг во имя творческого труда, можно поставить рядом с именами таких замечательных людей, как Николай Островский, Алексей Маресьев! Жизнь Лины Михайловны По является ярким примером героизма советского народа, замечательной силы нашего общества..." И далее авторы отклика, напечатанного 1 июля 1954 года в "Советской культуре", вносят свои предложения о пропаганде творчества скульптора, увековечивании памяти о Лине По. К ним присоединяются в своих письмах в газету народные артисты СССР А. Гольденвейзер, Г. Уланова, Э. Гилельс, Н. Обухова, Е. Турчанинова, член-корреспондент Академии Наук СССР Д. Благой и другие деятели искусства.

...Постепенно скульптуры Лины Михайловны начинают поступать в музеи областных республиканских городов; в центральной и местной прессе время от времени появляются очерки и статьи о ее жизни и творчестве; студенты-искусствоведы пишут о ней курсовые и дипломные работы; Центральное телевидение в 1967 году подготовило большую передачу о жизни и творчестве Лины Михайловны По.

Из публикаций в этот период особый интерес представляют три - статья кандидата искусствоведения В. Лапшина "Подвиг художника" в журнала- "Искусство" (№ 2, 1962 г.), очерк журналиста Г. Белова "Руки скульптора" в "Комсомольской правде" за 19 февраля 1971 года и статья А. М. Кондратова "...Талант всегда зрячий", напечатанная в журнале "Наша жизнь" (№ 12, 1971 г.).

В сентябре 1971 года Центральное правление Всероссийского общества слепых приняло решение об организации в новом здании своего Дома культуры постоянной выставки творчества Лины По. Несколько месяцев спустя из комнаты в Столешниковом переулке, где всюду - на полках, столе, этажерках, посудной горке - стояли скульптуры и где жила ревностная хранительница художественного наследия своей сестры С. М. Коган, начали перевозить на улицу Куусинена работы, изваянные Линой По...

После смерти С. М. Коган племянник Лины Михайловны передал Всероссийскому обществу слепых остальные скульптуры, рисунки, театральные куклы, которые до своей кончины продолжала хранить дома его мать, а также гипсовые формы, личные вещи балерины-скульптора, документы, фотографии. Тогда организаторы выставки изменили ее первоначальный план, решив экспозицию скульптуры дополнить материалами, которые давали бы наглядное представление о подвижнической жизни Лины По. В начале осени 1973 года вся подготовительная работа была завершена, и 30 сентября выставку открыли. Хотя ей и дали название "Постоянная выставка скульптуры Лины По", но по объему и характеру экспозиции, глубоко и достаточно полно раскрывающей жизнь и творчество художника, можно ее отнести к разряду персональных музеев."

Музей начинается с мемориального раздела. На письменном столе возле старенького радио-приемника лежат фотокопии писем академика В. П. Филатова и художника М. В. Нестерова к Лине По и ее рабочие инструменты. К столу придвинуто низкое кресло с высокой откинутой спинкой и широкими подлокотниками, рядом-станок для лепки. На нем, под стеклянным колпаком, пластилиновая "Девушка с ужом". Над столом акварельный портрет Лины Михайловны, написанный в 1945 году А. Н. Варновицкой. В портрете раскрыт внутренний мир Лины По - ее одухотворенность, несокрушимая сила характера, так редкостно сочетавшаяся с обаянием женственности. Мы смотрим на портрет, на окружающую его обстановку и "видим": Лина Михайловна, изнуренная болезнью и работой за скульптурным станком, отдыхает в кресле и слушает музыку... Сочинения Бетховена, Скрябина, Глинки, Визе, Чайковского, Вагнера, Шопена вдохновляли ее на творчество.

"Большинство образов возникает в моем сознании, когда я слушаю музыку..." Это высказывание скульптора написано под одним из фотопанно: Лина Михайловна лепит портрет башкирской девушки... Повернув в сторону чуть склоненную голову, прощупывает скульптуру и как бы вслушивается в нее. Объектив передал характерные особенности творческого процесса слепого скульптора, который она сама запечатлела в 1948 году в эскизе автопортрета: Лина По за работой над фигуркой танцовщицы - припала головой к фигурке, ощупывает ее чуткими пальцами, прислушиваясь к "музыке пластики"...

- Когда я леплю пластическую форму, я слышу музыку, которая меня направляет, - говорила скульптор.

Органично соединились в ней способности к музыке и хореографии, изобразительному искусству и поэзии. Лина По не считала себя поэтессой, хотя нередко писала стихи. Некоторые из них спустя много лет после смерти автора были опубликованы... К периоду Великой Отечественной войны относятся следующие строки:

Но знаю я, что втянутое туго
В перчатку грусти, сердце не смолчит.
Оно сорвет дыханием упругим
Печали жгут. Рванется, зашумит... .
И парусом, раздувшимся упрямо,
Помчит меня, разя мятежный вал,
Чтоб новым чувством озарить мой мрамор,
Чтоб песней новою гранит мой зазвучал.

Даже большинству друзей Лины По ее стихи не были известны. Но многие деятели искусства, литературы, науки ценили поэтический дар Лины По, который они видели воплощенным в образы скульптуры, пронизанные тонким лиризмом. Именно поэтому Лине Михайловне посвящает мадригалы и сонеты В. П. Филатов, сочетавший обширную научно-практическую деятельность с занятиями поэзией и живописью; преподносит свои стихи скульптор С. Т. Коненков; дарит книгу лирики поэт С. Я. Маршак, восхищенный ее творчеством.

Рядом с фотографией "Л. М. По у себя в мастерской" выставлены краткая биография балерины - скульптора и два фотопортрета поры ее юности. Для нас особенно интересен один из них, сделанный, по всей вероятности, в 1919 году, когда началась артистическая карьера Лины По.

Публика и рецензенты отмечают ее хореографический талант, врожденное чувство пластики, музыкальность. И мы, не видевшие Лину По на освещенной юпитерами сцене, верим им, глядя на этот фотопортрет, - столько у нее грации, вдохновения!..

В витринах экспонируются личные вещи Лины Михайловны, ее документы, издания о ней и несколько любительских фотографий. Здесь членский билет № 148 Московского Союза советских художников, в который Л. М. По была принята 7 марта 1939 года; билет № 597 Художественного фонда СССР, выданный 10 января 1945 года; билет ВСЕРАБИСа- профессионального Союза работников искусств-от 11 ноября 1929 года. Членом ВСЕРАБИСа Л. М. По стала в 1920 году. В билете указано: "Профессия- балерина, специальность - преподаватель пластики". На алой подушечке - медаль " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и наградное удостоверение с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года.

Издания представлены каталогом выставки скульптуры за десять лет творчества (1936-1946), буклетом с краткой творческо-биографической справкой о художнице и десятью репродукциями с ее произведений, афишей выставки. В одной из витрин лежит веер с изображениями карнавалов на фоне видов Барселоны, Мадрида, Валенсии. С ним Лина По выступала на сцене. Мы смотрим на полуразвернутый веер и вспоминаем однофигурную композицию "Испанский танец" и связанный с нею эпизод, о котором рассказывали сестры Лины Михайловны и ее друзья. В 1937 году первые произведения Л. М. По вошли в экспозицию "Выставки московских скульпторов" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Их отмечают зрители, критики-искусствоведы, художники, писатели, артисты. И никто, кроме близких друзей, не знает, что эти талантливые работы созданы слепой... А когда узнают в Московском Союзе художников, то не верят, и, чтобы проверить слухи, к Лине Михайловне направляется объединенная комиссия - скульптор Н. А. Антропов, живописец Б. Н. Яковлев, искусствовед В. М. Грабарь-Мещерина. Лина Михайловна как раз перед этим закончила фигурку Кармен, танцующей сегидилью. Членам комиссии скульптура понравилась. Но как же работает незрячий скульптор?... Борис Николаевич Яковлев нашел предлог к. испытанию:

- Ваша испанка, - сказал он, - очень хороша. Но мне кажется, ей недостает веера. Лина Михайловна взяла кусочек пластилина, быстрыми точными движениями вылепила крохотный веер, попросила подать ей фигурку танцовщицы... "Зрячими" пальцами легко коснулась скульптуры, вставила в ее руку веер и с улыбкой сказала: - Вы правы. Кармен. Пусть лучше с веером танцует.

Многие авторы заметок, статей и очерков о Л. М. По утверждают, что до потери зрения Лиина Михайловна не занималась скульптурой и только в больнице "от скуки" начала лепить из хлебного мякиша, а затем пластилина. Объяснить это можно тем, что она редко рассказывала о своей жизни, прошедшей до роковой болезни: тот мир с его бесконечным разнообразием форм и объемов, света и цвета, с огнями рампы остался за черным занавесом. И никто из тех, кто, начиная с 1936 года, писал о Л. М. По, не видел ее ранних скульптур: они не сохранились. Но теперь, когда при разборе архива Лины Михайловны найдена фотография, можно с полным основанием сказать, что уже в юности она делала успехи в искусстве ваяния. На фотографии пятнадцатилетняя Полина среди своих скульптурных работ - портретов клоуна и какого-то человека, похожего на "Поющего ашуга"...

Только в последние годы стали доступны рисунки и театральные куклы Л. М. По, теперь выставленные в музее. Карандашные штудии обнаженной модели говорят о профессиональном мастерстве рисовальщика-умении построить фигуру, передать пропорции, лепкой светотени выявить объемы и формы. Ее более поздние наброски балерин во время репетиций исполнены одной стремительной линией - и фигуры танцовщиц "живут" в сложнейших движениях. По пластике и темпераменту эти наброски сродни виртуозным рисункам кинорежиссера С. М. Эйзенштейна.

Творческая фантазия, изобретательность, понимание гармонии и декоративной выразительности цвета видны в куклах "Петрушка", "Негр", "Клоун", "Татарка". Применяя различные материалы, - ткани и кружева, бисер и стекло, канитель и фольгу,- Лина Михайловна создала остро характерные образы. Куклы ее по-настоящему театральны и приоткрывают нам еще одну грань дарования Л. М. По: она могла бы стать незаурядным художником или режиссером кукольного театра...

В экспозицию скульптуры как бы вводит нас увеличенная фотография: счастливая Лина По держит цветы и слушает С. Т. Коненкова - одного из почитателей ее таланта.

Дыханьем, жизнию полны,
Они-воскресшие мечты,-

писал Сергей Тимофеевич о произведениях Лиины Михайловны в посвященном ей стихотворении. В центре зала установлена "Танцевальная сюита", показанная в 1937-1948 годах на многих выставках. Тогда она экспонировалась в пластилине.

В 1961 году скульптура была отлита в гипсе, а в 1973-м переведена в бронзу.

Уже в гипсе она выглядит еще лучше, чем в пластилине, а бронза исчерпывающе выявила художественные достоинства произведения - с его сложной полифонией ритмов, трепетностью фигурок в их упоении танцем.

Рядом с "Танцевальной сюитой" размещены тоже переведенные в бронзу семь танцовщиц и музыкант, составляющие "Восточную сюиту". В целом сюита хороша и в том виде, в каком экспонирована в музее, но могла быть гораздо интереснее, если бы в ней были переданы все нюансы пластики оригиналов. Когда-то при переводе с пластилина в гипс четыре фигурки - "Узбечка", "Грузинка", "Башкирка" и "Туркменка" - были выполнены с некоторыми искажениями и утратами, перешедшими затем и в бронзовые отливки. Так, в пластилиновом оригинале танцующей туркменки чрезвычайно выразительны, плавны, изящны движения согнутых в локтях и вытянутых вперед рук, перебирающих нитку бус... Но уже в гипсе бусы исчезли, а руки подняты над головой. И в результате-исказились пластика, рисунок танца. Среди работ на темы хореографии великолепно смотрятся в экспозиции "Танец с покрывалом", "Пируэт", "Русский танец", "Гопак", "Негритянский танец"... Представлены в музее и все основные портретные произведения Лины По. Очень выразителен в передаче большого раздумья и сдержанной силы, как сказал о нем художник и историк искусства академик И. Э. Грабарь... эскиз к портрету Владимира Ильича Ленина. Сколько внимания, доброты, ласки и в то же время требовательности к людям у "Чехова"! Портрет выражает суть чеховской формулы: "В человеке должно быть все прекрасно..." Зато полный еле сдерживаемого гнева всевидящий А. С. Пушкин готов взорваться убийственной эпиграммой на высокопоставленных особ пусто-фальшивого светского общества. Задумчивость, просветленную грусть, творческую сосредоточенность видишь в автопортретах скульптора. Полны обаяния юная балерина Р. У., Гадибэ, "Девушка в платочке (Груня)", "Девочка с голубями". Очаровательной улыбкой светится лицо в "Портрете девушки (Маска)". Особенной теплотой пронизаны портреты детей.

"Поющий ашуг" и "Паганини" изображены в творческом экстазе. На корневище сильного дерева похожа голова Паганини. Удлиненное лицо с горбатым носом, толстыми губами и острым подбородком, сросшееся со скрипкой. Как языческий лесной Пан, чарующий музыкой все сущее на земле... И он дьявольски красив в своей органичной слитности с природой и музыкой - этот вечно молодой волшебник!

Портрет Паганини Лина Михайловна вылепила за один сеанс после того, как образ великого музыканта увидела в воображении. О том, как зародился у скульптора этот образ, рассказывает доктор педагогических наук М. И. Земцова, изучавшая пути компенсации слепоты: - Однажды Лине Михайловне читали биографию Паганини, в которой говорилось о характере его исполнения музыкальных произведений, рисовался его образ: как он брал скрипку и "превращался в дьявола", покоряя сердца слушателей. Под влиянием этого описания у нее возник в сознании образ Паганини. Словесное описание вызвало воспроизведение в сознании портрета Паганини, который когда-то она видела, будучи зрячей. Следы зрительных впечатлений, сохранившиеся в нервной системе, внезапно под влиянием словесного описания оживились, к ним прибавилась сила творческого воображения. Лина Михайловна ярко представила и воспроизвела в пластике психологический образ Паганини, играющего на скрипке. Великая Отечественная война - горести и страдания, героизм советских людей, их сплоченность, интернационализм - представлена работами "Женщина с биркой", "У родного пепелища", "Юный снайпер", "Подвиг бойца Цукалина", "Возвращенное детство (Удочеренная)". Здесь же "Народный мститель". Это одна из самых патетических скульптур Лины По. Ярая ненависть к фашизму, выраженная в ней, через мгновение выльется в героический подвиг русского богатыря. И подвиг этот воспет в кантате "Песнь ликования". На стендах показаны многочисленные произведения пластики малых форм, созданные Линой Михайловной в 1936-1948 годах.

...Переходишь от одной работы к другой, рассматриваешь их, сравниваешь и видишь: хотя все они и различны по выраженным в них чувствам, по композиции и приемам лепки, но на каждой лежит печать индивидуально-своеобразного стиля художника. В целом произведения Лины По отражают широкий поток жизни, в котором радость, мечта, порыв, устремленность в будущее идут в одном русле с горестями и печалью. Но горести и печаль показаны не как безысходность, а как необходимость и возможность преодоления внутренних и внешних препятствий. В скульптурах выражены любовь к человеку, глубокая вера в его созидательные, творческие силы. Сколько бы их ни рассматривал, не перестаешь радоваться гармонии, такту, культуре проявления чувств. В музее собраны оригиналы в пластилине и глине многих произведений, вышедших из-под пальцев изумительных, по выражению И. Грабаря, рук Л. М. По, эскизы некоторых работ, наброски неосуществленных замыслов. Они дают возможность проследить ход творческой мысли скульптора, глубже понять метод ее работы, убедиться воочию, с какой взыскательностью Лина Михайловна относилась к своему труду...

Бережно хранятся четыре миниатюры из хлебного мякиша и пластилина, вылепленные Линой Михайловной в больнице. И последняя ее вещица из фольги - "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. Те произведения, которые переведены в бронзу и выставлены в экспозиции, есть в гипсовых отливках - "Портрет А. С. Пушкина", "Танцевальная сюита", "Русский танец", "Возвращенное детство", "Автопортрет", "Восточная сюита" и другие. Посмертная маска и слепки рук Лины По, снятые С. Д. Меркуровым, и два рисунка головы Лины Михайловны, сделанные кем-то из художников во время гражданской панихиды, имеют значение документов для воссоздания ее внешнего облика. В "документальном разделе" музея - фотографии ряда произведений Л. М. По, книги, журналы, газеты со статьями, очерками, заметками, воспоминаниями о жизни и творчестве балерина-скульптора.

В 1973 году музей Л. М. По был единственным в Москве мемориальным музеем скульптора. Вслед за ним в 1974-м открылся музей-мастерская С. Т. Коненкова, а в 1976 году был восстановлен музей-мастерская А. С. Голубкиной.

Центральное правление Всероссийского общества слепых делает многое для пропаганды наследия скульптора, для увековечивания памяти о Лине По, стремится к тому, чтобы ее произведения были широко известны... Когда организаторы советского раздела Международной выставки "Здравоохранение-74", проходившей в московском парке "Сокольники", обратились с просьбой к Центральному правлению показать в павильоне СССР работы Лины По, правление предоставило из музея шесть скульптур.

С 28 мая по 10 июня 1974 года скульптуры "Танцевальная сюита", "Поэма", "Девушка, греющаяся на солнце", "Паганини", "Девочка с черепахой" и "Автопортрет" были экспонированы в советском павильоне выставки. Для большинства посетителей состоялась первая и незабываемая встреча с творчеством Лины По. Вскоре после открытия музея Центральное правление ВОС заказало лауреату Государственной премии СССР скульптору Н. Б. Никогосяну портрет Лины По для надгробного памятника. Николай Багратович дружил с Линой Михайловной, всегда пре-клонялся перед ее человеческими качествами и творческой одержимостью.

Он создал глубокий по образной характеристике портрет в бронзе: на невысоком усеченном кубе слегка склонилась голова Лины По. В лице - сосредоточенность, задумчивость. Она как бы слушает звуки далекой музыки... Архитектурный проект памятника разработала Г. А. Никогосян. Памятник установлен на могиле Лины Михайловны По на Новодевичьем кладбище.

В музей приходят москвичи, приезжают экскурсии из городов Российской Федерации, из союзных республик, из-за рубежа. Только за три месяца после его открытия в нем побывало тридцать восемь иностранных делегаций. В книге отзывов посетители пишут о сильном воздействии на них произведений Лины По, выражают чувство преклонения перед ее творческим подвигом. "Мы очень рады, что нам довелось увидеть эти прекрасные скульптуры. Маэда, Ватанабэ, Уэда, Япония".

"Скульптуры Лины По-работы уникального гения. Надеюсь, что они будут когда-нибудь показаны в Англии. Н. Данлоп. Великобритания". Руководитель отдела организации и труда Итальянского союза слепых Марио Мерендино, осмотрев экспозицию, написал: "Поражают работы скульптора Лины По, которые она сделала, будучи приговоренной к слепоте. Она сумела передать в скульптуре в полном совершенстве реальные явления. Творчество Лины По, безусловно, представляет исключительный интерес для всех стран и народов, так как ее талант проявился именно тогда, когда она потеряла зрение".


Далее >>