Слепой художник

Прыжок

Лина По - Танцевальная сюита

В феврале 1937 года Лина По начинает работать над "Танцевальной сюитой", а в мае произведение было закончено. Впервые Лина Михайловна взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии. Прославлением жизни, красоты человеческого тела наполнена эта поэма в скульптуре.

При постепенном круговом обзоре ее открываешь все новые пластические аспекты, вызванные сменой взаимодействия друг с другом всех восьми фигурок, так естественно объединенных в композицию, что ни под каким углом зрения не нарушается ее цельность.

Долго можно рассматривать "Танцевальную сюиту" - ювелирность лепки, разнообразие проработки форм - и получать при этом все большее эстетическое удовольствие. От изменения освещенности, игры бликов на фигурках танцовщиц замечаешь не замеченные ранее тонкости.

Без малейшего преувеличения можно утверждать, что по сложности и естественности воплощения танца, многогранности и красоте пластики- трудно найти в искусстве скульптуры на тему хореографии столь же оригинальное произведение.

...Вспоминается, как несколько лет назад известный советский скульптор, лауреат Государственной премии СССР, автор величественного памятника герою башкирского народа Салавату Юлаеву в городе Уфе С. Д. Тавасиев говорил:

- "Танцевальная сюита" - вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Это настоящая скульптура... И когда я смотрю на нее - зависть берет: как профессионально, мастерски сделана!

В "Вакханке" - центральной фигурке из "Танцевальной сюиты" - уже намечена тема скульптуры "Прыжок". Кажется, вот-вот молодая женщина оторвется от земли и перейдет в свободный полет. Это ощущение вызвано движением рук, похожих на крылья, стремительным наклоном фигуры, связанной с плинтом единственной точкой опоры.

"Прыжок" - это гимн свободному и прекрасному человеку.

Лина По - Прыжок

Высоко над землей, запрокинув голову, подняв руки-крылья в плавном и легком движении, летит полуобнаженная женщина. В ее полете-радость преодоления...

Виртуозно построена скульптура. Маленький прямоугольный пьедестал с бугристой поверхностью напоминает землю. Скрученные корни переходят в ствол засохшего деревца с одиноко торчащим сучком. Ствол изгибается к легкой волне шлейфа, охватившего талию, второй конец шлейфа перекинут через локоть правой руки. Фигурка держится на тонкой перемычке шлейфа, и создается иллюзия воздушного полета. Деревце выполняет не только функцию конструктивную, но и рождает аллегорию, символ, пластическую антитезу. Оно обогащает силуэт, ритмически подчеркивает динамику полета.

Весной 1938 года "Прыжок" был показан на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному коммунистическому женскому дню. А через некоторое время, 24 мая, газета "Советское искусство" сообщала: "Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По. Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три ее работы: "Прыжок", "Мальчик со змеем" и "Негритенок".

Сотрудники Третьяковской галереи причислили "Прыжок" к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились: когда в 1946 году Московский Союз советских художников устраивал выставку скульптуры Л. М. По за десять лет творчества, дирекция галереи отказалась дать для экспозиции в Центральном Доме работников искусств СССР эту работу.

Для выставки Лина Михайловна по памяти повторила "Прыжок", который в некоторых деталях превосходит произведение 1938 года.

В 1954 году Государственная Третьяковская галерея поручила перевод в бронзу статуэтки "Прыжок" известному бронзолитейщику и знатоку скульптуры В. В. Лукьянову. Владимир Васильевич отливал "Лениниану" Н. А. Андреева, произведения А. С. Голубкиной, Е. Ф. Белашовой, И. Д. Шадра, В. И. Мухиной, С. Д. Меркурова и других выдающихся скульпторов. В. В. Лукьянов сделал отливку "Прыжка" способом воскового литья и так отозвался о работах Лины По: - Ее скульптуры привлекают тонкой наблюдательностью, изяществом пропорций.

...Лина Михайловна обладала особой разновидностью зрительной и слуховой памяти, известной в психологии под названием эйдетизм. Человек, наделенный такой памятью, не вспоминает, не представляет в своем воображении образ, а видит и слышит его.

После потери зрения эта способность развилась у нее особенно остро. Лина Михайловна могла, например, слышать известное ей музыкальное произведение так отчетливо, как будто оно звучит сейчас в записи на пластинку или в концертном зале.

И вот однажды, когда в ней зазвучала музыка Бизе оперы "Кармен", она увидела танцующую испанку. Затем уже волевым усилием вызывала "Арагонскую хоту" и "Ночь в Мадриде" Глинки, пьесы Альбениса и Сарасате, испанские народные мелодии.

На ее рабочем столике начинает обретать формы маленькая испанка в стремительном танце... Корпус танцовщицы развернут в мгновенном и сильном повороте, голова поднята вверх и вправо, одна рука, согнутая в локте, упирается в бедро, другой она поддерживает волнистые складки длинной шелковой юбки. С огневым темпераментом танцует испанка. Смотришь на нее - и слышишь музыку. И на память приходят строки стихов Федерико Гарсия Лорки - поэта, который выразил душу Испании... Даже имея опыт танцовщицы и балетмейстера, Лина По не смогла бы с такой жизненной и художественной правдой воплотить в скульптуре различные танцы, если бы постоянно не изучала собственное тело в движении и в статике.

Результатом этого изучения были не только работы на темы хореографии, но и великолепные статуэтки обнаженных - "Девушка, расчесывающая волосы", "У бассейна", "Девушка с ужом", "Элегия", "Девушка, моющая голову".

Они зарождались из тех повседневных действий, которым мы, зрячие, обычно не придаем значения. - Я мыла голову, - рассказывала Лина Михайловна, - и один поворот, жест заставил меня почувствовать образ моей будущей скульптуры, и я застыла и простояла в этой позе, вероятно, с полчаса, стараясь запомнить напряжение мускулов, все свое тело в этом повороте... Через несколько дней была сделана фигурка "Девушка, моющая голову". Также появилась и "Девушка, расчесывающая волосы".

Лина Михайловна постоянно связывала свои мускульные и тактильные ощущения со зрительным представлением человеческого тела, вернее, скульптурного образа...

Скульптуру "Девушка, расчесывающая волосы" М. В. Нестеров назвал "прелестной" и написал Лине По, что эта вещь произвела незабываемое впечатление на художников П. Д. Корина и С. В. Герасимова.

В ответном письме из Киева 27 марта 1941 года Лина Михайловна пишет своему "единственному дорогому учителю": "Последнее время меня часто тяготит какая-то беспричинная тревога и грусть. В такие дни я молчалива и ухожу вся в себя...

И вот, совсем неожиданно, пришло Ваше... письмо. Боже мой! Что это была за радость! Если б только Вы могли видеть, что сталось со мной, когда мне читали его. Когда я узнала о том, что Вы до- вольны моей работой "Девушка, расчесывающая волосы"! Все плохое мгновенно рассеялось. Страшно захотелось жить, работать, работать и учиться... Вы и представить себе не можете, что значит для меня каждая Ваша похвала, как драгоценно каждое Ваше указание, каждое слово. Я храню их в своем сердце, как святыню. Они окрыляют меня и возбуждают во мне ураган новых чувств и замыслов, а главное, неудержимое желание познавать и учиться..."

Осенью 1938 года в Киеве Лина Михайловна закончила скульптуру "Дело чести". Она рассказывала об этой работе в одноименной заметке, опубликованной 22 октября в газете "Советское искусство": "Желание создать в скульптуре образ молодой украинской колхозницы зародилось у меня еще в самом начале нынешнего года. С тех пор оно не покидало меня. Долгими часами, оставаясь в тишине, я старалась найти этот образ. Я мысленно работала над ним.

Казалось, я уже давно знаю эту девушку, говорила с ней, видела ее... С глубоким волнением приступила я к работе. Сейчас она готова. Я назвала ее "Дело чести". Я стремилась создать образ стахановки свекловичных полей. Гордая сознанием выполненного долга перед любимой Родиной, уверенно и твердо шагает она вперед, навстречу радостной, светлой жизни. Я счастлива, что могу к славному юбилею комсомола преподнести свой творческий подарок".

В этом произведении, первом в творчестве Лины По на тему труда, показана крестьянская девушка. В широкой юбке и легкой кофточке идет она по полю с тяжелой корзиной свеклы на плече. Густые волосы зачесаны на пробор и заплетены в длинную косу. Голова чуть склонена вправо. В глубоко посаженных глазах спокойствие, уверенность, сознание силы. Гибкая фигура наклонилась вперед под тяжестью ноши. Красивы трудовые руки молодой крестьянки, легко поддерживающие корзину. Хорошо передано движение, сочна и разнообразна лепка. Складки юбки сбегают от пояса к ногам, кофточка вздулась на спине от свежего ветерка. Скульптура построена свободно и непринужденно, найдено ее равновесие.

Композиция "Дело чести" зимой 1939 года была показана на Всесоюзной выставке произведений молодых художников, посвященной ХХ-летию Ленинского комсомола, и удостоена премии.

В предвоенные годы Лина Михайловна много внимания уделяет портрету и создает ряд произведений этого жанра. Героями их стали выдающиеся деятели литературы и искусства прошлого и современники скульптора...

Полна обаяния балерина Р. У. Взгляд ее устремлен вдаль, мимо зрителя, и кажется, что она вслушивается в звуки музыки, тихой и нежной, слышные только ей одной. Портрет интересен при взгляде на него фронтально и справа, но особенно - слева, когда открывается певучая линия силуэта. Бюст этот был задуман автором в мраморе, что соответствовало бы чистоте образа юной балерины.

Летом 1939 года в Киеве Лина Михайловна вылепила портрет "Девушка в платочке (Груня)". Образ ее - олицетворение женственности, благородства. Несколько горделивой, умной и загадочной полуулыбкой, исходящей от доброты и чувства собственного достоинства, светится вдохновенное лицо... Мягки его черты, оттененные живописной лепкой платка, чуть небрежно завязанного на шее. Лина Михайловна долго работала над основанием скульптуры, чтобы добиться гармонии пропорций головы и складок платка, образующих выразительный силуэт.

В эти же годы скульптор исполнила два автопортрета. В них она не стремилась точно передать свой внешний облик и выявить характер. Скорее это портреты-воспоминания, портреты-представления о молодости автора.

Первый автопортрет 1938 года - "Аленушка". В нем находишь черты совсем молодой Лины По с ее задумчивостью, поэтической мечтательностью...

Такое же состояние выражено и в автопортрете 1940 года. Но здесь наряду с элегичностью, характерной для "Аленушки", видишь и уверенность в своих силах, большую душевную зрелость. Сердечной теплотой пронизаны портреты детей- "Колокольчик", "Димка", "Юная натуралистка Наташа К.". Прообразом для "Портрета старого еврея" послужил человек, виденный Линой По в юности. Портрет чрезвычайно острый по характеристике образа. И достигнута эта острота богатством пластических средств, найденных скульптором, - кажущейся неустойчивостью объема из-за смещения головы вправо, преднамеренным нарушением пропорций деталей, сильной контрастной лепкой. За внешней скорбью, выраженной на лице, скрыта большая внутренняя сила жизни... На примере создания этого портрета можно про- следить процесс перевода Линой По воображаемого ею образа в материал. Вот что она рассказывала скульптору А. Арендт: - Когда вещь была совершенно закончена в воображении, то есть отработаны все детали, то "поставила" этот воображаемый портрет на станок рядом с аморфной массой глины. Начала лепить снизу, с бороды. Леплю и все время проверяю точность соотношения бороды воображаемого портрета с появляющейся в материале. Но вот борода закончена, материализовалась, и воображаемая исчезла из моего представления. Теперь я вижу только остальные детали портрета. По мере их последовательного воплощения они так же, одна за другой, уходят из моего поля зрения. Когда же был положен последний кусочек глины, то исчезла и вся голова воображаемого старика. Он перешел в реальную вещь. Обе работы слились в одну.

Зимой 1937 года широко отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина: в Государственном историческом музее была открыта Всесоюзная Пушкинская выставка, в театрах шли спектакли и концерты по его произведениям,: публиковались материалы, связанные с именем поэта, звучали по радио его стихи. Именно тогда у Лины Михайловны возникла мысль о портрете А. С. Пушкина.

- Дерзкая мысль! - мог бы сказать любой скульптор или теоретик искусства. - Слепая вылепила несколько удачных миниатюр животных, эскизов женских фигурок, балерин, двух портретов-племянника Ромы и Вероники - и вдруг! - портрет гения русской литературы, образ которого близок каждому с детства...

Действительно, творческий багаж скульптора к 1937 году был у Лины По очень мал. Поэтому она и не думала сразу браться за настоящий, сложный портрет А. С. Пушкина, а решила исподволь, постепенно подойти к его созданию. Для начала вылепила детскую головку в безмятежном сне. Когда лепила, думала о Пушкине -мальчике, но не была уверена, что выйдет его портрет. Поэтому и назвала работу - "Негритенок". Под этим названием скульптурка была приобретен Государственной Третьяковской галереей еще до показа ее на выставке. Но вот "Негритенок" появляется в выставочном зале, и многие находят, что он похож на Сашу Пушкина. Так и укрепилось за этой работой название "Пушкин. Детский портрет". Для овладения жанром исторического портрета Лина Михайловна вскоре же делает новый успешный шаг - лепит два эскиза к портрету В. И. Ленина. Один из них совсем маленький, другой - покрупнее. Эскизы точно передают портретное сходство. Вылеплены крепко, обобщенно, лаконично. Они выдерживают сопоставление с натурными этюдами знаменитой Ленинианы Н. А. Андреева. Приходится лишь сожалеть, что Лине По не удалось вернуться к образу В. И. Ленина. Нет сомнений в том, что она создала бы проникновенный портрет Владимира Ильича.

...Пристально изучает скульптор творчество А. С. Пушкина, а на ее стол ложится посмертная маска поэта работы С. И. Гальберга. Лина Михайловна продолжает создавать произведения на свою излюбленную тему балета, лепит небольшие портреты виденных ею до слепоты детей и женщин и лирические композиции, им посвященные. Но мысль постоянно возвращается к А. С. Пушкину. Ее зрительные впечатления об Александре Сергеевиче сложились, в основном, по хрестоматийно распространенным портретам поэта кисти В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, написанным в 1827 году, и московскому памятнику А. М. Опекушина.

Они сливались у нее в общее представление о внешнем облике поэта... Только со временем, когда Лина Михайловна через творчество А. С. Пушкина поняла его всеобъемлющую мудрость, его жизненную драму, высветился в ее сознании образ. Теперь она видит портрет поэта во сне. По ее словам, только в течение года она видела Пушкина во сне восемь раз. Маска А. С. Пушкина и сновидения корректировали ход работы над скульптурой. И так продолжалось около двух лет. В июле 1940 года портрет был завершен, а в сентябре появился в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке скульптуры Московского Союза советских художников-одной из самых значительных скульптурных выставок со времени организации в 1932 году МОССХа. В ней участвовало 105 скульпторов, среди которых были такие крупные мастера, как А. Матвеев, И. Ефимов, Б. Королев, В. Ватагин и другие. Во всех рецензиях на выставку, напечатанных в журналах "Творчество", "Огонек", "Работница", "Юный художник", в газетах "Правда", "Московский большевик", "Советская Украина" и других периодических изданиях отмечался "Пушкин" Лины По. Академик живописи, доктор искусствоведения К. Юон писал в "Правде": "...остро и оригинально дан портрет поэта в работе По". В "Советской Украине" Н. Улич приводит отзыв теоретика скульптуры А. Ромма: "Наиболее реальным из всех изображений Пушкина, показанных на выставке, оказался портрет работы Лины По". Образ поэта дан скульптором в сложном психологическом состоянии. В выражении его лица, меняющемся с различных точек зрения, видишь и глубокую сосредоточенность, и гордое величие, и гневный протест. Эта гамма чувств и переживаний выявлена тонкой проработкой деталей лица, их асимметрией, придающей портрету напряженную динамичность. "Пушкин" Лины По внешне близок замечательной гравюре-портрету, исполненной Т. Райтом в 1836-1837 годах, а в профиль-автопортрету поэта 1829 года из альбома Ушаковой. Под названием "Пушкин протестующий" этот портрет вместе с терракотовым барельефом поэта, вылепленным Линой Михайловной в 1940 году, и головкой "Пушкин. Детский портрет" хранится в отделе изобразительных фондов Государственного музея А. С. Пушкина в Москве и в музее-квартире А. С. Пушкина в Ленинграде.

В годы войны, в конце лета 1941 года Лина Михайловна по совету врачей уезжает в эвакуацию в Башкирию. Новая непривычная обстановка, трудные материальные и бытовые условия, частая болезнь угнетают ее в первые месяцы жизни в Уфе. Но особенно тяжело было из-за того, что не могла заниматься любимым делом. В письмах М. В. Нестерову она делится своими сомнениями.

"Не падайте духом, помните крепко, что... это тяжелое время надо как-то перетерпеть, и Вы еще хорошо поработаете, а что теперь нет охоты работать по Вашей специальности, нет ничего удивительного. Сердце, разум - все с нашими воинами, с их победами", - отвечает ей 1 февраля 1942 года М. В. Нестеров.

Доброе отеческое слово Михаила Васильевича вызвало приток душевных сил. Нет, она не может ссылаться на трудности, хандрить и бездействовать!

"Раз нет возможности заниматься скульптурой- буду помогать фронту", - решила Лина Михайлов- на и вскоре научилась плести маскировочные сети для танков. У нее появляется круг знакомых и друзей. Почти ежедневно приходит молодая башкирка Гадибэ, нередко бывают артистка Башкирского ансамбля песни и пляски Магинор и племянница М. В. Нестерова - М. М. Облецова, навещают художники - уфимцы и москвичи. Однажды скульптор С. Д. Тавасиев принес пластилин, и через некоторое время у Лины Михайловны пробудилась жажда к творчеству. Весной 1942 года она лепит портрет -Гадибэ, а Магинор стала моделью для композиции "Башкирский танец с кумысом". Но мысль скульптора постоянно связана с темами Великой Отечественной войны. Сколько горестей принесла она людям! Ее вихри разметали семьи, не пощадили ни детей, ни стариков.

...Печально горбясь, тяжело опустив руки, сидит на пепелище старик. К его коленям припала внучка. Дед горестно-ласково склонился к ней, гладит по голове, успокаивает. Все, что осталось от прежней жизни, - завязано в узелок, надетый на палку... Со скульптурой "У родного пепелища" перекликается маленькая двухфигурная композиция "Без крова". Согбенная женщина идет по разоренной земле, за подол ее платья уцепился сынишка. С глубоким сочувствием Лина Михайловна показывает мать с ребенком, которых война выбросила из родного гнезда.

Сюжеты скульптур "У родного пепелища" и "Без крова" литературные, но они убедительно "переведены" на язык пластики. В этих трогательных произведениях нет сентиментальности, а есть суровая правда.

В одном из писем М. В. Нестерову Лина По рассказывает о новых творческих замыслах, о желании вылепить скульптуру "Возвращенное детство". Михаил Васильевич отвечает ей: "Что особенно меня порадовало в Вашем милом письме - это то, что Вы работаете не уставая. Темы роятся в Вашей голове без труда, и темы хорошие, нужные. Мне особенно нравится последняя, она по современности и по идее вообще трогательная, необходимая: сейчас столько детей нуждаются в материнской ласке, заботах о них. Вещь эта должна Вам удасться. Приветствую Вас за эту вещь заранее, но помните-не насилуйте себя, давайте организму Вашему отдых. Немного будет сделано позднее и только... но наверное сохранится свежесть чувства, и это очень ценно..." Уверенность М. В. Нестерова в том, что работа должна выйти удачной, передалась и Лине Михайловне. Она уже знала национальный тип башкирки, о чем говорят два портрета Гадибэ, из которых особенно хорош последний. С открытой светлой улыбкой смотрит на нас юная девушка. Мягки черты ее лица. Кажется, что в эту минуту Гадибэ говорит ласковое слово. Ум, чувство собственного достоинства видим в портрете башкирки. Черты Гадибэ, национально типичные, очевидны и в главной героине скульптуры "Возвращенное детство (Удочеренная)". Но здесь они получили развитие и обобщение, необходимые для образа "башкирской мадонны".

Прижавшись к груди молодой женщины, уснула маленькая девочка, прикрытая длинной шалью. Нежностью, добротой, радостью светится лицо башкирки, удочерившей русскую девочку, обездоленную войной. Скульптура "Возвращенное детство", выражая вечную идею гуманизма, несет в себе конкретный социальный смысл. Она не иллюстрирует, а поэтически показывает основу жизни нашего общества- неразрывное единство народов, закаленное в горниле Великой Отечественной... Эта скульптура ассоциируется с понятием "Мать - Башкирия". Да, в годы войны она стала матерью для тысяч русских детей...

В июне 1942 года в Башкирском оперном театре открылась республиканская художественная выставка "За Родину". В ее экспозицию вошли произведения живописи, графики и скульптуры о героизме наших воинов, самоотверженном труде советских людей в тылу, историческом прошлом русского и башкирского народов. Вместе с художниками Башкирии в ней участвовали эвакуированные в Уфу москвичи - скульпторы С. Д. Тавасиев и Л. М. По, график А. Н. Варновицкая и другие. Управление по делам искусств при Башкирском совнаркоме постановило премировать ряд участников выставки. Среди удостоенных премии была Лина По.

5 декабря 1942 года газета "Литература и искусство" напечатала репортаж своего корреспондента из Уфы. В нем рассказано о жизни Лины Михайловны в эвакуации, о новых ее скульптурах, созданных уже после республиканских выставок "За Родину" и "25 лет Октября".

"Бесчисленны примеры мужества и героизма советских людей. И чем, как не подвигом, можно назвать то, что делает сейчас Лина По - сильная, мужественная женщина, победившая недуг и все свое творчество поставившая на службу народу!" - таким выводом заканчивается репортаж "В мастерской Лины По". Он вызвал отклик у воинов. Выражая чувства многих своих товарищей-фронтовиков, старший лейтенант Ю. Нурлинский через газету "Литература и искусство" 1 января 1943 года обратился с письмом к Лине Михайловне: "Дорогая Лина По... Вы нашли в себе силы остаться в железном строю советских борцов за нашу независимость и право на жизнь. Пусть Ваши произведения запечатлеют навсегда величие и стойкость советского человека..."

Газету с опубликованным в ней письмом принесла и прочла художнице Магинор. Лина Михайловна с волнением восприняла адресованное ей обращение с переднего края священной войны. С обостренным вниманием она слушает по радио вести с фронтов; в газетах, которые ей читали сестры или знакомые, прежде всего просит найти заметки, очерки и корреспонденции о героизме советских воинов.

Однажды Лине Михайловне читали рассказ о подвиге красноармейца Цукалина, который под огнем врага вынес с поля боя тяжелораненого командира... Перед внутренним взором скульптора встал образ бойца: среди воронок от разрывов снарядов, под свист пуль и осколков несет он товарища. Весь день Лина Михайловна искала в воображении, отбрасывая один вариант за другим, композицию будущей скульптуры, а вечером взяла пластилин. Лепила, не отрываясь, много часов. В изнеможении, уже за полночь, едва дошла до постели. В тяжелом сне-забытьи видела своего красноармейца, до боли чувствовала его усталость. Утром, прощупав почти готовый эскиз, решительно смяла его и начала лепить заново... Погруженная в работу, забыла обо всем.

- Ну разве так можно, Линушка?.. Даже не позавтракала, - услышала она голос вошедшей сестры.

- Почему ты быстро вернулась? Что-нибудь случилось на работе?

- Нет-нет, все хорошо. Просто сегодня меня раньше отпустили.

Сарра Михайловна не сказала, что уже вечер, и, скрывая огорчение, попросила:

- Поешь, Лина, и отдохни.

"Как уберечь ее от нервного и физического истощения?" - думала Сарра Михайловна и вспоминала одно из последних писем М. В. Нестерова, которое стало для нее наказом-завещанием: "...меня радуют успехи Лины Михайловны, она молодец. Лишь бы не забывала отдыхать. Отдых ей также необходим, как и труд. То и другое питают ее. Вы, как близкий человек, ее любящий, отлично понимаете, о чем я говорю, и в какой-то мере вместе с Марией Михайловной и Вашим братом будете содействовать этому или по мере необходимости воздействовать на "темперамент" нашей милой художницы".

Чтобы хоть на время отвлечь сестру от работы, Сарра Михайловна сказала:

- Я принесла "Вечера на хуторе близ Диканьки"... Помнишь, как мы читали их в Киеве? Да, она хорошо помнит то довоенное киевское лето - солнечное и счастливое.

...Через пять дней скульптура была закончена. Хотя Лина Михайловна назвала ее "Подвиг бойца Цукалина", тем самым подчеркивая конкретность содержания, но благодаря типизации образа, значительности идеи, выраженной в произведении, эту маленькую двухфигурную композицию можно, сравнить с памятником нашим воинам-памятником их мужеству, стойкости, героизму, проявленным на фронтах Великой Отечественной... Найденная скульптором мера обобщения в деталях, в характере лепки придает произведению черты монументальности, и в то же время оно сохраняет качества станковой пластики малых форм, предназначенной для близкого и длительного рассматривания, для интимного диалога со зрителем.

При первом, общем взгляде на скульптуру "Подвиг бойца Цукалина" воспринимаешь ее силуэт, похожий на изогнутое дерево с тяжелой кроной, противостоящее напору стихии. Затем "прочитываешь наполнение" силуэта: округлая крона-монолитно сплоченные полуфигуры красноармейца и лежащего на его спине тяжелораненого, ствол дерева-ноги, охваченные полами длинной шинели и словно вросшие в изрытую землю. Эта изобразительная метафора усиливает эмоциональное воздействие произведения на зрителя.

Основная масса скульптуры сконцентрирована в ее верхней части, и почти вся тяжесть перенесена на одну ногу красноармейца. Напряженно упершись носком другой ноги в землю, он готовится сделать очередное движение. Каждый шаг дается ему ценой огромных усилий. В выражении лица красноармейца боль и страдание, но господствует решимость - выйти из огненного кольца и вынести товарища. А печать страдания вызвана чувством обеспокоенности за него. Раненый в тяжелом состоянии: его ноги безжизненно свесились, голова со слипшимися прядями волос запрокинута...

В 1942 году в беседе с корреспондентом газеты "Литература и искусство" Лина Михайловна говорила: - Мне хочется показать образы советских людей, от мала до велика поднявшихся на защиту Родины.

Тогда же скульптор начинает работать над циклом произведений о народных мстителях. Открывает цикл - "Юный снайпер".

...Раздвинув густые ветви деревьев, целится по врагу автоматчик. В его мальчишечьем лице с припухлыми губами, мягкими овалами щек, непокорным вихром на лбу-решимость и ненависть... Скульптура компактно построена. Фигура слегка выступает из полукруга, образованного плавным изгибом ветвей над головой, и почти сливается с фоном. Такая композиция рождает мысль о неотделимости героя от родной земли, которая по-матерински укрывает его, как и сотни тысяч других бойцов, вставших на защиту Матери-Родины.

Затем Лина По создает несколько портретов партизан и двухфигурную композицию "Народные мстители". Из деревни, занятой оккупантами, прибежала к партизанам девочка-связная. Взволнованно рассказывает она пожилому человеку с автоматом о зверствах фашистов, передает сведения об их численном составе и вооружении. Партизан сосредоточенно слушает связную и всматривается вдаль. В его позе - тревога, готовность к действию.

Во всех этих работах развивается тема народных мстителей, и завершается она символическим портретом борца за свободу родной земли. Бюст "Народный мститель" показывает могучего человека в гневном порыве, в напряжении всех духовных и физических сил. Он полон неукротимой энергии, жажды борьбы и веры в победу.

Скульптуру "Народный мститель" перевел в дерево ученик А. С. Голубкиной, искусный резчик И.И. Бедняков. Анна Семеновна высоко ценила мастерство Беднякова и запечатлела "своего помощника", вылепив его портрет, который представлен теперь в экспозиции Государственного музея-мастерской А. С. Голубкиной.

Каждый день радио и газеты приносят радостные вести о победах наших войск, об освобождении городов и сел...

Но приходят и сообщения о страданиях советских людей, заключенных в концентрационные лагеря. С болью в сердце слушает эти сообщения Лина По, и в ее сознании вырисовывается образ глубокого драматизма: в фашистских застенках женщина пережила неизбывное горе-потеряла ребенка. Лина Михайловна делает эскиз будущей скульптуры "Женщина с биркой", в котором изображает молодую мать с мертвым ребенком на руках. К эскизу возвращается уже в Москве в 1944 году. Обдумывает, изменяет детали, но работа не удовлетворяет ее. Решила показать эскиз близким друзьям - искусствоведу В. М. Мещериной и профессору В. В. Ковальскому. Они одобрили идею скульптуры и посоветовали оставить в композиции только фигуру матери. Тогда работа приобретет более широкий смысл. Теперь замысел ясен до подробностей, но болезнь скульптора мешает его материализации.

Около года, с перерывами, Лина Михайловна работает над "Женщиной с биркой" и создает большой впечатляющей силы символический образ. Женщина только что перенесла очередную пытку и, несломленная, опять стоит на допросе... Ее лагерное платье не держится на исхудалом теле - ниспадает с груди и плеча. Пряди волос спутаны и закрывают левый глаз. Правый широко открыт, взгляд горит презрением к истязателям и полон неистребимой внутренней силы... Однажды к Лине По пришел дипломник скульптурного отделения художественного училища Сергей Месяц. Неотразимое впечатление произвела на него "Женщина с биркой". Сергей упросил Лину Михайловну доверить ему перевод этого произведения в мрамор. Через полгода он великолепно перевел в мрамор гипсовую модель. Скульптура выставлялась под двумя названиями - "Женщина с биркой" и "В фашистской неволе". Но нередко ее называли "Непокоренная", что более точно соответствует характеру образа.

...В годы войны в творчестве Лины По появилась новая черта - стремление к созданию образов большого символического звучания.


Далее >>